Защита прав потребителей в сфере транспортного обслуживания

Описание страницы: защита прав потребителей в сфере транспортного обслуживания - 2020 от профессионалов для людей.

Права потребителей транспортных услуг.

Отношения между потребителями и юрлицами (индивидуальными предпринимателями), оказывающими транспортные услуги, регулируются Гражданским кодексом, прежде всего, главой 40 и статьей 784, и Законом «О защите прав потребителей». Договор перевозки, в соответствии с которым оказывается какая-либо транспортная услуга, является разновидностью договора на оказание услуг, и, следовательно, к нему применяются положения глав 1 и 3 Закона о «Защите прав потребителей».

Поэтому, в соответствии со ст. 4 Закона о «Защите прав потребителей», перевозчик обязан, прежде всего, оказать услугу качественную, чтобы не нарушать ваши права потребителя транспортных услуг.

Качество транспортной услуги должно соответствовать договору, а если в договоре перевозки нет пункта «о качестве», то перевозчик обязан оказать услугу, соответствующую требованиям, обычно предъявляемым к услугам такого рода.

Обычно условием «качества перевозки», при подписании договора перевозки, является указанный класс обслуживания, в соответствии с которым пассажиру предоставляется посадочное место, питание, дополнительные услуги. Например, в авиаперевозках предлагается три класса обслуживания: первый, бизнес и эконом-класс. В железнодорожных перевозках пассажирам предоставляется возможность проезда в купе, плацкарте или общем вагоне. Исходя из изложенного, перевозчиком будут нарушены условия договора перевозки «о качестве» в случае, если он, к примеру, предоставит пассажиру места более низкого класса или не предоставит услугу, предусмотренную классом обслуживания по договору. Под оказанием услуги, соответствующей обычно предъявляемым требованиям, понимается средний уровень требований к услугам по перевозке пассажиров на том или ином виде транспорта (для региона, области, города).

Пассажир, которому оказана некачественная услуга, вправе предъявить перевозчику требования, установленные ст. 29 Закона о ЗПП. Требования перевозчику предъявляются в форме письменной претензии. Особенности и сроки предъявления претензий к перевозчикам устанавливаются также транспортными уставами и кодексами. Например: глава 8 Устава железнодорожного транспорта РФ; глава 18 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ; ст.ст. 124-127 Воздушного кодекса РФ; глава 7 Устава автомобильного транспорта РФ.

Помимо права на приобретение качественной услуги, у потребителя также есть право:

— На безопасность оказываемой услуги (ст. 7 Закона о ЗПП); статьей 14 Закона устанавливается имущественная ответственность исполнителей (продавцов) за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителей.

— На информацию (ст.ст. 8-10 Закона о ЗПП); в дополнение к общей информации, транспортные уставы и кодексы обязывают перевозчиков предоставлять пассажирам информацию о расписании движения транспорта, стоимости билетов, стоимости провоза багажа и иные сведения (в т.ч. о действующих льготах для отдельных категорий граждан). За не предоставление надлежащей информации потребителю (пассажиру, в данном случае) перевозчик несет ответственность в соответствии со ст. 12 Закона о ЗПП.

К примеру, недостоверная информация о расписании движения транспорта, может стать причиной опоздания пассажира и, следовательно, причиной понесенных пассажиром убытков. Пассажир вправе потребовать у перевозчика возмещения своих убытков.

Перевозчик несет ответственность и за нарушение сроков услуги перевозки (ст.ст. 27-28 Закона о ЗПП и отдельные нормы транспортных Уставов и Кодексов). Также перевозчик несет ответственность за утрату груза или багажа (ст. 796 ГК РФ, ст. 107 Устава железнодорожного транспорта, ст. 119 Кодекса внутреннего водного транспорта .ст. 119 Воздушного кодекса РФ; п.7 ст. 34 Устава автомобильного транспорта ).

По спорам, связанным с договорами перевозки грузов обязательным является соблюдение претензионного порядка обращения, т.е. до подачи иска в суд в обязательном порядке следует предъявить перевозчику письменную претензию (ст. 797 ГК РФ).

20.04.2014г. принят Федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ» (№79-ФЗ), в соответствии с которым авиаперевозчики будут обязаны продавать невозвратные билеты, а у пассажиров будет право выбора, какой билет приобретать — возвратный или невозвратный. Данные изменения вступят в силу с 21.06.2014. Пока авиакомпании имеют право продавать только возвратные билеты.

26.04.14г. представлен проект ФЗ №531675-6 «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ в части провоза багажа». Согласно законопроекту авиаперевозчикам разрешат устанавливать плату за багаж, за исключением ручной клади.

Так, предложено включать в договор пункты о плате за провоз всего багажа, кроме ручной клади, а у авиаперевозчика может появиться право расторгать договор в одностороннем порядке, если пассажир откажется вносить плату за провоз багажа в размере и на условиях авиаперевозчика. Проинформировать об этом пассажира авиаперевозчик должен будет до заключения с ним договора.

Также законопроект предусматривает, что авиаперевозчики будут самостоятельно решать, устанавливать норму бесплатного провоза багажа, либо нет. Сейчас норма бесплатного провоза багажа определена исходя из веса.

Разработчики законопроекта уверены, что данные изменения направлены на снижение рисков, обусловленных отсутствием у российских и иностранных перевозчиков общих критериев по данному вопросу.

Курсовая работа на тему Защита прав потребителей в сфере транспортного обслуживания

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ:

Как скачать реферат, курсовую бесплатно?

Защита прав потребителей в сфере транспортного обслуживания — работа из нашего списка «ГОТОВЫЕ РАБОТЫ». Мы помогли с ее выполнением и она была сдана на Отлично! Работа абсолютно эксклюзивная, нигде в Интернете не засвечена и Вашим преподавателям точно не знакома! Если Вы ищете уникальную, грамотно выполненную курсовую работу, контрольную, реферат и т.п. — Вы можете получить их на нашем ресурсе.
Вы можете запросить курсовую Защита прав потребителей в сфере транспортного обслуживания у нас, написав на адрес [email protected]
Обращаем ваше внимание на то, что скачать курсовую Защита прав потребителей в сфере транспортного обслуживания по предмету ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО с сайта нельзя! Здесь представлено лишь несколько первых страниц и содержание этой эксклюзивной работы — для ознакомления. Если Вы хотите получить курсовую Защита прав потребителей в сфере транспортного обслуживания (предмет — ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО) — пишите.

Фрагмент работы:

Введение 3
Глава 1. Правовые отношения в сфере транспортного обслуживания 5
1.1. Законодательные акты, регулирующие перевозку пассажиров 5
1.2. Понятие транспортного договора 7
Глава 2. Защита прав потребителей на транспорте 10
2.1. Гарантии прав потребителей и меры ответственности за нарушения при перевозке 10
2.2. Ответственность за нарушения в сфере воздушных перевозок 19
Заключение 27
Список литературы 28

Читайте так же:  Виды и условия страхования в втб 24

Глава 1. Правовые отношения в сфере транспортного обслуживания

1.1. Законодательные акты, регулирующие перевозку пассажиров

1.2. Понятие транспортного договора

Защита прав потребителей в сфере транспортного обслуживания

Нарушения прав потребителей в области транспортных услуг

К договору перевозки поменяются требования, предусмотренные действующим законодательством о защите потребительских прав, относительно качества, безопасности, своевременного и надлежащего информирования потребителя о предоставляемых услугах. Однако, анализ правонарушений в данной области показал, что значительную часть занимают нарушения прав потребителей в сфере предоставления услуг по перевозке.

К наиболее распространенным правонарушениям можно отнести:

  • Несохранность (утрата, недостача, повреждение, порча) груза или багажа.
  • Нарушение сроков осуществления перевозок.
  • Невыполнение обязательств по условиям договора.
  • Задержка отправления транспортного средства по вине исполнителя.
  • Несоответствие качества представленных услуг (условия питания, класс обслуживания, и прочие дополнительные услуги не соответствуют установленному по договору тарифу).
  • Несоблюдение требований безопасности оказываемых услуг. Причинение вреда жизни (здоровью), имуществу пассажира.
  • Непредставление или представление недостоверной информации об оказываемых услугах. Например, пассажирам представлена недостоверная информация о расписании движении транспортных средств, стоимости перевозки, дополнительных услугах.

Способы правовой защиты

Нормами действующего законодательства установлена ответственность исполнителя за нарушение прав граждан, пользующихся платными услугами компаний-перевозчиков. Процессуальные особенности защиты потребительских прав предусматривают административный (внесудебный) или судебный порядок.

[2]

Административный способ защиты

Данный вариант решения спора предусматривает:

  • направление требования (претензии) непосредственно исполнителю;
  • обращение с жалобой в вышестоящие инстанции, контролирующие и надзорные органы исполнительной власти, с том числе управление транспортного надзора, служба по лицензированию, Роспотребнадзор, Госавианадзор, Госморречнадзор, Гросжелдорнадзор и пр.).
  • правоохранительные органы (органы судебно, исполнительной власти и прокуратура);
  • Объединения и организации по защите прав потребителей.

Стоит отметить, что при возникновении конфликтов, связанных с нарушением условий договора по перевозке грузов, соблюдение претензионного порядка является обязательным. Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым на основании правонарушений в сфере услуг по перевозке грузов, составляет один год, со дня его выявления, в соответствии с определенными уставами и кодексами (ст.797 ГК РФ).

При этом досудебный порядок обязателен только в случаях, предусмотренных нормами действующего законодательства или условиями договора перевозки.

Судья вправе оставить без рассмотрения исковое заявление, если не было соблюдено условие обязательного досудебного урегулирования. Истец должен предъявить в суд документы, подтверждающие факт соблюдения данного требования.

Обращение в суд

В соответствии со ст.17 Закона о защите прав потребителей, гражданин может обратиться в судебные органы по месту заключения договора, по юридическому адресу исполнителя. Если обслуживание клиента осуществляет филиал или представительство, то по месту их размещения.

В иске необходимо отразить обоснованные требования, изложив подробно обстоятельства дела.

Одновременно с исковым заявлением направляются следующие документы:

  • Платежные документы (билеты, чеки), подтверждающие факт оплаты услуг перевозчика;
  • Документальные доказательства факта правонарушения;
  • Справки (квитанции, чеки), устанавливающие понесенные истцом расходы, связанные с обстоятельствами дела.;
  • При необходимости могут потребоваться заключения экспертов;
  • Доказательства соблюдения досудебного порядка (копия требования (претензии), жалобы, опись передаваемых документов, почтовое уведомление, распечатка с официального сайта «Почта России»);
  • Нотариальная доверенность, при участии в суде представителя ответчика.

Защита прав потребителей в Москве и Московской области.

Защита прав при перевозках на городском автомобильном транспорте

Транспортное обслуживание населения осуществляется на основании Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей», Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (ФЗ от 08.11.2007 № 259), Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112).

Решение об открытии, изменении, закрытии, определении вида маршрута регулярных перевозок принимает администрация города, и данную информацию доводит до сведения населения посредством публикации ее в средствах массовой информации и размещения на сайте администрации муниципального образования. Перевозки пассажиров по маршрутам осуществляются с использованием городских автобусов различных типов и категорий, на основании договора об организации перевозок пассажиров и багажа, заключаемым МУ «Транспортное управление» с перевозчиком. Движение транспортных средств по маршрутам регулярных перевозок производится по расписанию, которое составляется для каждого остановочного пункта маршрута, где предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.

Нередко пассажиры сталкиваются с ситуацией, когда по причине транспортных коллапсов, ставших в последнее время частым явлением на дорогах, водители транспортных средств самовольно меняют маршруты, объезжая «пробки» по другим улицам, вынуждая пассажиров пешком (либо пересаживаясь на другой транспорт) добираться до места назначения. Таким образом, нарушаются права пассажиров (потребителей) на получение оказываемой услуги надлежащего качества, предусмотренной ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1.

Основными принципами организации и осуществления транспортного обслуживания населения являются: безопасность выполнения пассажирских перевозок, качество транспортного обслуживания населения, доступность транспортных услуг для населения, контроль за соблюдением установленных условий выполнения регулярных перевозок и др.

В последнее время, по причинам тех же транспортных коллапсов, участились случаи остановок транспортных средств на середине дороги, устраивания водителями автобусов гонок, долгих стоянок на остановках в мороз с открытыми дверями, что подвергает опасности жизнь и здоровье пассажиров и нарушает права пассажира на получение оказываемой услуги надлежащего качества, а также и безопасной для его жизни и здоровья.

Обязанности перевозчика в отношении пассажиров возникают еще до посадки их в транспортное средство. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажира только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки. Посадка и высадка пассажиров производится только на остановках, остановка по требованию пассажира (в маршрутных такси), должна производиться без нарушения правил дорожного движения. В том числе, перевозчик обязан:

  • обеспечивать перевозку пассажиров по установленному маршруту и расписанию, и не имеет права отменять установленные по маршруту регулярных перевозок рейсы или изменять расписание движения без предварительного согласования с МУ «Транспортное управление»,
  • обеспечивать соответствие количества пассажиров вместимости транспортного средства,
  • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и др.

Ответственность перевозчиков за вред, причиненный жизни или здоровью (или имуществу) пассажира, определяется по правилам главы 59 ГК РФ и ст. 14 Закона о «Защите прав потребителей», если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Для того, чтобы определить период перевозки пассажира, в течении которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира и (или) его имуществу, перевозка пассажира включает в себя период посадки и высадки пассажира в (из) транспортного средства и период в течении которого пассажир находится в транспортном средстве.

Читайте так же:  Ограничение родительских прав по состоянию здоровья

На основании Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору (ст.4 вышеуказанного Закона), а потребитель, в свою очередь, имеет право на получение оказываемой услуги надлежащего качества и безопасной для его жизни, здоровья и имущества (ст.7 Закона).

К примеру: Вы воспользовались услугами перевозки в маршрутном такси, данная услуга оказалась ненадлежащего качества, факт заключения договора подтверждается приобретением билета на проезд, следовательно, Вы можете требовать соблюдения Ваших потребительских прав при выполнении услуги. А именно: Вы вправе обратиться в МУ «Транспортное управление» с претензией, где укажете дату, время, номер маршрута (автобуса) и факт некачественной услуги (гонка по улице с опасностью для жизни и здоровья пассажиров, холод в салоне, изменение маршрута (и как следствие причинение убытков в связи с потерей времени, средств), и т.д.

Если же, при оказании услуги причинен вред Вашему здоровью или имуществу, либо вред Вашим близким, то Вы имеете право требования полного возмещения вреда, причиненного вследствие недостатка услуги (ст.14 Закона о защите прав потребителей, параграф 3 гл.59 ГК РФ), а также компенсации морального вреда (ст.15 Закона ОЗПП, параграф 4 гл.59 ГК РФ). Перед подачей иска в суд пострадавший может написать претензию в адрес компании перевозчика для урегулирования вопроса в досудебном порядке (ст. 39 гл. 7 «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 ФЗ № 259). Перевозчик обязан рассмотреть предъявленную претензию и о результатах рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в тридцатидневный срок.

Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг

Понятие «транспортные услуги» собирательное и включает деятельность по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также связанные с перевозочным процессом услуги, в том числе экспедиционные услуги, услуги по погрузке и выгрузке грузов, буксировку и т.д. Основным видом транспортных услуг является перевозка, т.е. пространственное перемещение грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа. Помимо основной цели перевозки транспортные средства могут использоваться для проведения досуга. К примеру, широко распространены морские и речные круизы, прогулки. Поскольку регулирование отношений в области транспорта невозможно без учета особенностей транспорта определенного вида, Гражданский кодекс РФ устанавливает лишь общие правила перевозки, хранения грузов и багажа, транспортно-экспедиционного обслуживания. При этом ряд норм ГК РФ, посвященных транспортным услугам, носит отсылочный характер. Кроме того, в области транспорта действует много международных договоров, которые не только унифицируют регулирование международных перевозок, но и оказывают влияние на внутреннее законодательство.

Таким образом, специальные нормы транспортного законодательства пользуются приоритетом перед нормами Закона о защите прав потребителей, за исключением случаев, когда акты транспортного законодательства приняты до введения в действие Гражданского кодекса РФ и Закона о защите прав потребителей. Хотя в Постановлении прямо назван только один вид транспортных услуг — перевозка, указанный специальный режим распространяется и на иные транспортные обязательства, включая обязательства по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке, транспортно-экспедиционные обязательства. Следует отметить, что названная выше особенность применения норм законодательства о защите прав потребителей может существенно затруднить реализацию потребителем своих прав, в том числе из-за сложностей в определении законности тех или иных установленных транспортным законодательством ограничений. Часто отношения с участием потребителей регулируются нормативными актами органа исполнительной власти в области транспорта, хотя в соответствии со ст. 26, 38 Закона «О защите прав потребителей» право утверждать правила оказания отдельных видов услуг потребителям предоставлено только Правительству РФ.

Таким образом, Верховный Суд РФ решил, что транспортными уставами и кодексами не только могут быть установлены иные правила оказания услуг и ответственности за их ненадлежащее оказание или неоказание, что действительно соответствует ст. 39 Закона о защите прав потребителей, но и определяться полномочия органов исполнительной власти по установлению правил оказания соответствующих услуг. Подобная практика снижает значение Закона о защите прав потребителей как акта, устанавливающего единые гарантии при оказании любых видов услуг и определяющего основы регулирования отношений с участием граждан-потребителей. Следует отметить, что невозможность распространения на отношения по оказанию транспортных услуг в полном объеме Закона о защите прав потребителей связана с положениями самого Закона.

Поскольку деятельность по перевозкам различными видами транспорта связана с повышенной опасностью, законодательство устанавливает, что ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, наступает по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК, т.е. об ответственности по деликтным обязательствам. Причем, учитывая особую опасность деятельности, связанной с перевозками пассажиров, законодатель устанавливает обязанность перевозчика страховать жизнь и здоровье пассажира. Данное страхование является обязательным как для перевозчика, так и для пассажира, который должен оплатить расходы по обязательному страхованию (п. 2 ст. 936 ГК). Согласно ч. 2 п. 3 Указа Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа и взимается с пассажира при продаже проездного документа. Пассажиры, пользующиеся правом бесплатного проезда в РФ, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса. Обязательное страхов

Курсовая работа на тему Защита прав потребителей в сфере транспортного права

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ:

Как скачать реферат, курсовую бесплатно?

Защита прав потребителей в сфере транспортного права — работа из нашего списка «ГОТОВЫЕ РАБОТЫ». Мы помогли с ее выполнением и она была сдана на Отлично! Работа абсолютно эксклюзивная, нигде в Интернете не засвечена и Вашим преподавателям точно не знакома! Если Вы ищете уникальную, грамотно выполненную курсовую работу, контрольную, реферат и т.п. — Вы можете получить их на нашем ресурсе.
Вы можете запросить курсовую Защита прав потребителей в сфере транспортного права у нас, написав на адрес [email protected]
Обращаем ваше внимание на то, что скачать курсовую Защита прав потребителей в сфере транспортного права по предмету ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО с сайта нельзя! Здесь представлено лишь несколько первых страниц и содержание этой эксклюзивной работы — для ознакомления. Если Вы хотите получить курсовую Защита прав потребителей в сфере транспортного права (предмет — ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО) — пишите.

Читайте так же:  Налог при продаже квартиры пенсионером

Фрагмент работы:

Введение 3
Глава 1. Правовые отношения в сфере транспортного обслуживания 5
1.1. Законодательные акты, регулирующие перевозку пассажиров 5
1.2. Понятие транспортного договора 7
Глава 2. Защита прав потребителей на транспорте 10
2.1. Гарантии прав потребителей и меры ответственности за нарушения при перевозке 10
2.2. Ответственность за нарушения в сфере воздушных перевозок 19
Заключение 27
Список литературы 28

Глава 1. Правовые отношения в сфере транспортного обслуживания

Видео (кликните для воспроизведения).

1.1. Законодательные акты, регулирующие перевозку пассажиров

1.2. Понятие транспортного договора

Транспортная экспедиция: споры, связанные с защитой прав потребителей

Рубрика: Гражданское право и процесс

Дата публикации: 07.02.2019

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Селенинова Г. С. Транспортная экспедиция: споры, связанные с защитой прав потребителей // Новый юридический вестник. — 2019. — №2. — С. 18-20. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/123/3946/ (дата обращения: 05.12.2019).

Ключевые слова: транспортно-экспедиционная деятельность, права потребителя, экспедитор, неустойка, моральный вред, потребитель.

Договор транспортной экспедиции законодательно закреплен как самостоятельный вид договора в 41 главе Гражданского кодекса Российской Федерации [1] (далее Гражданский кодекс РФ). Правила этой главы содержат шесть статей (801–801) и устанавливают лишь общие положения о данных правоотношениях. Поэтому, в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ принят специальный Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» [3] (далее Федеральный закон № 87-ФЗ), который подробно определяет порядок оказания экспедиционных услуг. Данный закон детально закрепляет права и обязанности сторон, их ответственность, а также порядок и сроки предъявления претензий и исков. Следует также отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» определены правила транспортно-экспедиционной деятельности, закрепляющие перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству данных услуг.

Упомянутые выше нормативные акты не исключают применение к регулируемым ими отношениям иных нормативно правовых актов. В частности, в случаях, когда услуга оказывается для личных, семейных, домашних и иных непредпринимательских нужд на отношения между сторонами распространяется Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» [2] (далее Закон о защите прав потребителей). Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» [4] к данным правоотношениям подлежат применению нормы Закона о защите прав потребителей в части, не урегулированной специальными законами.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза [1].

Основная категория споров, вытекающих из правоотношений в сфере защиты прав потребителей по оказанию экспедиторских услуг — это споры о повреждениях, недостаче или утрате груза. Разберем подробно: какую ответственность в данном случае несет экспедитор.

За некачественно оказанную услугу, повлекшую утрату, недостачу или повреждение груза, клиент имеет право вернуть уплаченное экспедитору вознаграждение пропорционально стоимости утраченного, недостающего или поврежденного груза. Данное требование должно быть удовлетворено в десятидневный срок, а в случае нарушения данного срока клиент имеет право на выплату в его пользу неустойки. Цена неустойки определяется в размере трех процентов оказания услуги за каждый день просрочки. Сумма взысканной неустойки не может превышать цену оказания такой услуги. Так, например, в деле, рассмотренном нами выше, в пользу клиента была взыскана неустойка в размере стоимости перевозной платы (2033 руб.), хотя реальная неустойка составила 7322 рубля [6].

По отдельным делам истцы, помимо взыскания неустойки за не надлежаще оказанную услугу, пытались взыскать и процент за пользование чужими денежными средствами, однако суды в данном случае это требование отвергают, в связи с тем, что Законом о защите прав потребителей такое взыскание не предусмотрено.

Законом о защите прав потребителей предусмотрена компенсация морального вреда, причиненного вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по оказанию услуг. Рассматриваемые правоотношения не являются исключением. Размер такой компенсации определяется только судом и не зависит от размера, взысканного имущественного вреда. Так, например, гражданин Иванов обратился в суд с иском к ООО с требованием об уменьшении цены оказанной услуги, взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа. В обосновании иска указал, что заключил с ООО договор на транспортную экспедицию мотоцикла. Однако при его получении были обнаружены повреждения. Претензия, направленная экспедитору, осталась без ответа. В результате проведенного судебного заседания в пользу истца, помимо реального ущерба, была взыскана и моральная компенсация [5].

Также на основании ст.13 Закона о защите прав потребителей при несоблюдении в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя с транспортной компании подлежит взысканию штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, из анализа действующего законодательства можно определить следующую ответственность экспедитора в случае ненадлежащего исполнения обязательства по перевозке груза потребителя:

При порче либо утрате груза экспедитор обязан возместить клиенту реально причиненный ущерб, а также возвратить уплаченное за перевозку вознаграждение пропорционально стоимости поврежденного груза.

Если претензия по возмещению ущерба и возврату провозной платы не была экспедитором удовлетворена в десятидневный срок, то клиент имеет право в судебном порядке требовать выплату неустойки и компенсацию морального вреда.

Также за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке экспедитору назначается штраф в размере половины суммы, присужденной потребителю. Данный штраф взыскивается с экспедитора независимо от того, было ли заявлено это требование пострадавшей стороной.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.04.2018)//«Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5.
  2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 18.04.2018) «О защите прав потребителей»// «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3.
  3. Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О транспортно-экспедиционной деятельности»// «Собрание законодательства РФ», 07.07.2003, N 27 (ч. 1).
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»// «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 9, сентябрь, 2012.
  5. Решение № 2–3440/2015 2–3440/2015

Защита прав потребителей в сфере транспортного обслуживания

Региональная Общественная Организация

Защита Прав Потребителей в Санкт-Петербурге

Горячая линия: (812) 648-24-52

Нарушение прав потребителя: оказание транспортных услуг

Основу законодательства, регулирующего оказание транспортных услуг, составляют нормы общегражданского законодательства. Отношения между перевозчиком и гражданином-потребителем регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей» и гл. 40 ГК РФ, в которой содержаться нормы, определяющие понятие договора перевозки, его виды, права и обязанности сторон, а также ответственность за нарушение условий договора. Ст. 784 ГК РФ устанавливает, что условия перевозки конкретными видами транспорта определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. К числу действующих в настоящее время относятся:

Читайте так же:  Может ли мой сын получить военный билет, если он не служил в армии

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 18 октября 2007 г. (УАТ)

  • Закон РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 24 декабря 2002 г.
  • Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 24 декабря 2002 г. (УЖТ)
  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 февраля 2001 г. (КВВТ)
  • Кодекс торгового мореплавания РФ от 31 марта 1999 г. (КТМ)
  • Воздушный кодекс РФ от 19 февраля 1997 г. (ВК)

Местными органами власти принимаются различные правила в сфере регулирования городского транспорта: правила пользования метрополитеном, трамваем, троллейбусом, автобусом и т.д.

Права потребителей по договору перевозки

Договор перевозки — разновидность договора на оказание услуг. Следовательно, к нему применимы общие положения закона РФ «О защите прав потребителей» о праве на качество, безопасность, своевременную и надлежащую информацию об оказываемой услуге, а также положения главы 3 Закона «О защите прав потребителей» при оказании услуг.

Ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» гласит, что исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве, исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Если исполнитель при заключении договора был поставлен в известность о конкретных целях оказания услуги, он обязан оказать услугу, пригодную для использования в соответствии с этими целями. Исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обязательным требованиям, установленным законодательством.

Наиболее часто условием договора о качестве становится класс обслуживания, от которого зависит набор дополнительных услуг, предлагаемых при перевозке. Класс обслуживания определяет, как правило, уровень комфортности посадочного места, качество питания, возможность получения иных дополнительных услуг и принадлежностей комфорта. Например, в любой авиакомпании мира существует три класса: первый, бизнес-класс и эконом-класс, а в железнодорожных перевозках это купе, плацкарт, сидячие места. Таким образом, нарушения условий договора о качестве, например, размещение в более низком классе, непредоставление каких-либо услуг, предусмотренных классом обслуживания, — это недостаток услуги.

Под пригодностью услуги понимается средний для страны или региона уровень требований, которому должна соответствовать услуга по перевозке. Если же требования к обслуживанию установлены законодательством как обязательные, например, в правилах обслуживания на различных видах транспорта, санитарных нормах, стандартах и т.д., их нарушение будет являться недостатком услуги.

Права потребителя при оказании услуги ненадлежащего качества определены ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей». Перевозчику могут быть предъявлены по выбору потребителя требования о безвозмездном устранении недостатков; соответствующем уменьшении цены услуги, возмещении понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами; расторжении договора и полном возмещении убытков, если обнаруженные недостатки существенные или не были устранены исполнителем в назначенный срок.

Кроме того, потребитель вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему из-за недостатков оказанной услуги. Следует помнить, что претензии по качеству услуг могут быть предъявлены по факту их обнаружения, в ходе оказания услуги по перевозке, либо по завершении оказания услуги. Особенности и сроки предъявления претензий по перевозке различными видами транспорта устанавливаются транспортными уставами и кодексами, перечисленными выше.

Право потребителя на безопасность оказываемой услуги, т.е. на то, чтобы в процессе ее оказания не был причинен вред жизни, здоровью потребителя или его имуществу, закреплено в ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей». Поскольку любое транспортное средство — источник повышенной опасности, одной из государственных гарантий данного права является обязательное страхование пассажиров, установленное Указом Президента «Об обязательном личном страховании пассажиров» от 07 июля 1992 г. №750. Согласно Указу, обязательному страхованию от несчастных случаев подлежат пассажиры на всех видах транспорта при внутренних перевозках в РФ, за исключением перевозок на пригородном и городском транспорте, когда страховой взнос включается в стоимость билета.

Ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков оказанной услуги устанавливается в пар. 3 гл. 59 ГК РФ и ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно данным нормам, причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме.

Право на компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, регламентировано ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Ст. 8, 9, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», устанавливают право потребителя на своевременную, полную и достоверную информацию об исполнителе, об оказываемой услуге, обеспечивающую возможность ее правильного выбора. Перевозчик обязан довести до сведения потребителей свое полное наименование, место ее нахождения, режим работы, информацию о лицензии. Данная информация должна предоставляться на русском языке (дополнительно, по усмотрению перевозчика, на языках субъектов РФ). Информация об услугах должна обязательно содержать правила их оказания, эффективного и безопасного использования, сведения об их потребительских свойствах — п. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». Транспортными уставами и кодексами (п. 6 ст. 19 УАТ, ст. 99 КВВТ, ст. 85 УЖТ, ст. 106 ВК) предусматриваются обязанности перевозчика предоставить информацию о расписании движения транспорта, стоимости проезда и провоза багажа, времени работы билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, предоставляемых определенным категориям граждан льготах и другие сведения, относящиеся к данному виду транспорта.

Ответственность перевозчика за непредоставление надлежащей информации определяется ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей». Так, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора вышеуказанную информацию, он вправе потребовать от исполнителя возмещения причиненных в связи с этим убытков, или если в связи с недостоверной информацией приобретенная услуга не обладает необходимыми потребителю свойствами — потребовать возврата уплаченной суммы и иных убытков. Например, если из-за несвоевременной или недостоверной информации о расписании движения вы не успели на поезд и понесли убытки, перевозчику следует предъявить требование об их возмещении, на основании вышеуказанных норм.

[3]

Ответственность перевозчика за нарушение сроков оказания услуги — просрочку доставки груза, пассажира и багажа на различных видах транспорта транспортными уставами и кодексами определяется по разному. По общему правилу, перевозчик несет ответственность, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Читайте так же:  Закон о защите прав потребителей коммунальных услуг

При внутренних воздушных перевозках за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы (ст. 120 ВК), при внутренних водных — за несоблюдение сроков доставки груза перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы.

За задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием, за исключением перевозок по пригородному, внутригородскому маршрутам перевозок пассажиров и на переправах, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда (ст. 116 КВВТ).

[1]

За просрочку доставки груза железнодорожным транспортом перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов (ст. 97 УЖТ). За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает пассажиру, получателю при его выдаче на основании акта, составленного по требованию пассажира, получателя, пени в размере трех процентов платы за перевозку багажа за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку багажа.

Такой же размер пени установлен при перевозке пассажира за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения.

Ответственность перевозчиков за несохранность груза или багажа при внутренних перевозках на различных видах транспорта и особенности предъявления претензий.

Перевозчик несет ответственность за несохранность багажа после принятия его для перевозки и до выдачи его пассажиру, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Согласно ст. ст. 796 ГК РФ, 96, 107 УЖТ, ст. 119 КВВТ, п. 7 ст. 34 УАТ, ст. 119 ВК ущерб возмещается перевозчиком в следующем размере:

  • в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа
  • в случае повреждения груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости
  • утраты груза или багажа, сданного для перевозки с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

[3]

При воздушных перевозках размер ответственности авиаперевозчика за утрату, недостачу или повреждение багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, — в размере их стоимости, но не более чем в размере двух установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса багажа или груза, а за утрату, недостачу или повреждение вещей, находящихся при пассажире, — в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления — в размере не более чем десять установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (ст. 119 ВК).

Стоимость груза или багажа, сданного без объявления ценности, определяется по тем доказательствам, которые может предоставить пассажир (например, цены, указанной в документах о приобретении вещей, а при их отсутствии исходя из их среднерыночной стоимости). Наряду с возмещением ущерба перевозчик обязан возвратить стоимость провоза груза или багажа.

Следует помнить, что все обстоятельства, влекущие ответственность перевозчика (несохранность груза, багажа) удостоверяются актами, составляемыми совместно с пассажиром (грузоотправителем), один экземпляр которого выдается пассажиру (ст. 160 КВВТ, ст. 38 УАТ, ст. 119 УЖТ, ст. 124 ВК). Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира, грузоотправителя или грузополучателя права на предъявление претензии или иска. При отказе перевозчика от составления акта необходимо незамедлительно предъявить перевозчику претензию, в которой следует указать на отказ сотрудников перевозчика от составления акта.

Обратите внимание, что по спорам, связанным с договорами перевозки груза, до предъявления иска в суд предъявление перевозчику претензии обязательно.

Срок предъявления претензий к перевозчику при внутренних перевозках автомобильным ьоанспортом — один год, железнодорожным транспортом — 6 месяцев, в отношении штрафов и пеней — 45 дней (ст. 39 УАТ, ст. 123 УЖТ). При внутренних воздушных перевозках установлен общий срок для предъявления претензий — 6 месяцев (ст. 126 ВК). При внутренних водных перевозках, претензии могут быть предъявлены в течении срока исковой давности, который устанавливается: по требованиям к перевозчику или буксировщику, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов — один год; по требованиям, возникающим в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа, — три года (ст. ст. 161, 164 КВВТ).

При этом, исчисление сроков для предъявления претензий производится в соответствии со ст. 126 ВК, ст. 161 КВВТ, ст. 123 УЖТ, ст. 42 УАТ.

Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Претензию необходимо предъявлять под расписку о получении, т.е. один экземпляр передается, а на втором, который останется у вас, уполномоченное лицо перевозчика должно расписаться с указанием своей фамилии, должности, даты принятия. Желателен также штамп или печать компании. Другой вариант вручения претензии — отправка по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Видео (кликните для воспроизведения).

Форма претензии произвольная, но ней надо указать обстоятельства произошедшего (например, в чем заключались недостатки услуги), сослаться на документы, подтверждающие оказание услуг, и предъявить перевозчику соответствующее требование.

Защита прав потребителей в сфере транспортного обслуживания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here