Внешнее управление и внешний управляющий при банкротстве

Описание страницы: внешнее управление и внешний управляющий при банкротстве - 2020 от профессионалов для людей.

Внешнее управление и внешний управляющий при банкротстве

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности (абз. 15 статьи 2 закона о банкротстве).

Введение процедуры внешнего управления не свидетельствует о прекращении должником своей деятельности.

Последствиями введения процедуры внешнего управления являются прекращение полномочий руководителя должника и передача его полномочий внешнему управляющему; прекращение полномочий органов управления должника (ст. 94 Закона о банкротстве).

С момента введения процедуры внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов; таким образом, требования в данной процедуре не удовлетворяются, за исключением текущих платежей (п. 1 ст. 95 Закона о банкротстве).

Основания введения процедуры внешнего управления

Процедура внешнего управления регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» как судебная процедура.

Процедура внешнего управления вводится определением арбитражного суда. Основаниями введения процедуры может быть обращение собрания кредиторов с ходатайством о введении процедуры в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также заключение арбитражного управляющего, иные юридические факты, предусмотренные вышеназванным Законом.

Основанием введения процедуры может быть решение первого собрания кредиторов о введении процедуры внешнего управления, если в процедуре наблюдения после анализа финансового состояния должника временным управляющим будет сделан вывод о возможности восстановления платежеспособности должника.

Согласно абз. 4 п. 2 ст. 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд по своему усмотрению может ввести процедуру внешнего управления после окончания процедуры наблюдения при отсутствии оснований для введения процедуры финансового оздоровления, если первым собранием кредиторов не принято решения о введении какой-либо из процедур несостоятельности, а у суда отсутствует возможность отложить рассмотрение дела ввиду истечения срока процедуры наблюдения и есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.

Срок внешнего управления

В силу пункта 2 статьи 93 Закона о банкротстве внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном законом о банкротстве, не более чем на шесть месяцев, если законом о банкротстве не установлено иное.

План внешнего управления

В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 106 Закона о банкротстве не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.

План внешнего управления должен соответствовать требованиям, установленным федеральными законами, предусматривать срок восстановления платежеспособности должника, содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок.

Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представляется в арбитражный суд внешним управляющим не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов (пункт 4 статьи 107 Закона о банкротстве).

Основания для отказа в утверждении судом отчета внешнего управляющего

В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 119 Закона о банкротстве арбитражный суд отказывает в утверждении отчета внешнего управляющего в случае, если отсутствуют признаки восстановления платежеспособности должника. В случае отказа арбитражного суда в утверждении отчета внешнего управляющего или непредставления указанного отчета в течение месяца со дня окончания установленного срока внешнего управления арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Наличие у должника признаков банкротства, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 Закона о банкротстве, в силу положений пункта 1 статьи 53 Закона о банкротстве является основанием для принятия решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Результат рассмотрения отчета внешнего управляющего

В силу пункта 3 статьи 118 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из решений:

— об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

— об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

— об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о заключении мирового соглашения.

Арбитражный управляющий

Ведение банкротства

Чем различаются арбитражный, внешний и конкурсный управляющий?

Арбитражного управляющего предоставляет судебный орган. Полномочия этого профессионального участника управленческой деятельности определяются особенностями процедуры банкротства, возложенными на арбитражного управляющего функциями. Такой специалист обязательно должен иметь российское гражданство, являться членом профильного сообщества, которое создано на некоммерческой основе, — саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Функции сообщества в котором обязан состоять арбитражный управляющий

На достижение каких целей направлена деятельность саморегулируемых организаций? Ключевыми задачами СОАУ является постоянный и тщательный контроль работы участников, повышение эффективности их узконаправленной деятельности. СОАУ представляет законные интересы своих членов, отстаивает их права.

Саморегулируемые организации регламентируют отношения своих участников с органами государственной власти. СОАУ наделяются правом применять меры дисциплинарной ответственности в отношении любого арбитражного управляющего, входящего в состав членов организации. В каждом отдельно взятом деле о банкротстве судебный орган назначает арбитражного управляющего в качестве:

  1. Внешнего управляющего, если к должнику применяется процедура внешнего управления. Специалист разрабатывает план внешнего управления и распоряжается имуществом, принадлежащим юридическому лицу, выполняет инвентаризацию и занимается ведением различного учета:
  • статистического;
  • бухгалтерского;
  • финансового.
  1. Конкурсного управляющего, если арбитражным судом инициирована завершающая процедура банкротства — конкурсное производство. Специалист предоставляет в судебный орган документы, которые подтверждают факт продажи имущества, имевшегося у должника, и предоставляет отчет о своей деятельности.
  1. Временного управляющего, если юридическому лицу назначается процедура наблюдения, которая предполагает выполнение мероприятий, направленных на сохранение имущества. Временный управляющий:
  • анализирует финансовое состояние несостоятельной организации;
  • исследует возможности восстановить ее платежеспособность.

Если к должнику применяется процедура финансового оздоровления, то арбитражный суд назначает административного управляющего. Рассмотрим отличия, которые характеризуют арбитражного, внешнего и конкурсного управляющего. В чем заключаются должностные обязанности каждого из указанных участников управленческой деятельности?

Начнем с арбитражного управляющего. Такой специалист осуществляет антикризисное управление компанией, его работу контролирует арбитражный суд. Этому лицу поручается координация хозяйственной деятельности предприятия, реализация принадлежащего ему имущества, удовлетворение требований кредиторов.

Предложить свою кандидатуру в качестве арбитражного управляющего разрешается любому гражданину Российской Федерации. Саморегулируемые организации предъявляют несколько требований к новым участникам:

  • наличие высшего образования;
  • опыт работы на руководящей должности от 12 месяцев или больше;
  • наличие практических навыков и трудового стажа в качестве помощника управляющего;
  • отсутствие привлечения к уголовной ответственности за различные нарушения закона;
  • успешная сдача теоретической части экзаменационного испытания;
  • соответствие требованиям, разработанным конкретной СОАУ;
  • претендент на должность арбитражного управляющего не имеет ограничений на занятие определенными видами деятельности, не совершал противоправных действий в прошлом.
Читайте так же:  Типовой образец договора аренды муниципального имущества

Арбитражный управляющий обязан придерживаться правил саморегулируемой организации, в которой он состоит, и повышать свою квалификацию. Если специалист перестанет выстраивать свою деятельность в соответствии с установленными правилами, то его исключат из СОАУ в течение 30 дней после выявления этого факта.

Для вступления в сообщество кандидату потребуется предоставить пакет документов, а коллегиальный орган будет принимать решение по поводу удовлетворения его заявки. При условии положительного ответа информация о новом арбитражном управляющем будет отображена в реестре участников СРО в течение 1–3 дней. При отрицательном ответе кандидату в 10-дневный срок будет отправлено уведомление, содержащее решение коллегиального органа.

Арбитражному управляющему разрешается заниматься предпринимательской деятельностью, работать по совместительству и выполнять другую деятельность. Главное требование — это не должно препятствовать его успешной управленческой деятельности в роли арбитражного управляющего. На такого специалиста возлагаются следующие обязанности:

  • анализировать финансовые возможности субъекта;
  • защищать право собственности общества;
  • вести реестр требований кредиторов;
  • распоряжаться конкурсной массой;
  • контролировать законность требований кредиторов и самого должника.

Задачи конкурсного управляющего

Рассмотрим, в чем заключаются функции и полномочия конкурсного управляющего. Такое лицо привлекается на окончательном этапе банкротства предприятия. В процессе конкурсного производства удовлетворяются требования кредиторов, происходит полное или частичное погашение долговых обязательств. Конкурсный управляющий занимается поиском и аккумулированием имущества, принадлежащего организации-банкроту, осуществляет ликвидацию общества.

Такой управляющий привлекается судом, когда отсутствуют возможности вернуть платежеспособность юридического лица. Если все остальные процедуры банкротства не принесли результата, то за дело берется именно такой специалист. Со дня открытия конкурсного производства организация официально становится банкротом.

Какие задачи выполняет конкурсный управляющий в процедуре банкротства? В чем заключаются его должностные обязанности? Какими полномочиями он наделяется? Функции такого лица сводятся к следующим вопросам:

  • анализу стоимости имущества обанкротившегося должника;
  • публикации сообщения о банкротстве в газете «Коммерсант»;
  • вынесению заключения о материальных активах организации;
  • контролю за сохранностью описанного имущества;
  • уведомлению работников о предстоящем расторжении трудового соглашения;
  • возврату имущества, переданного на хранение третьим лицам;
  • сообщению о предстоящих торгах с целью реализации имущества;
  • погашению задолженности перед кредиторами;
  • предоставлению развернутого отчета о выполненной работе.

Как только арбитражный суд предоставляет полномочия конкурсному управляющему, он начинает свободно распоряжаться имущественными и материальными активами. Если специалист недобросовестно и халатно относится к выполнению своих обязанностей, то его привлекают к административной ответственности.

Обязанности внешнего управляющего

Если судебным органом вынесено решение о необходимости внешнего управления активами должника, то назначается внешний управляющий. Такое лицо ведет деятельность, направленную на взыскание дебиторской задолженности, и занимается перепрофилированием и оптимизацией производства.

Специалист пытается восстановить платежеспособность компании, используя различные способы. Вероятно закрытие нерентабельного бизнеса, реализация части имущества фирмы, переуступка права требования по финансовым обязательствам. Вырученные денежные средства направляются на погашение долгов, имеющихся у потенциального банкрота.

Внешний управляющий обязан грамотно и адекватно реализовывать план, который он предоставил на рассмотрение совету директоров и получил одобрение. Назначенный сотрудник занимается ведением бухгалтерского учета, может оспаривать требования к организации, накопившей большое количество долгов. По решению коллегиального органа, внешнего управляющего могут отстранить от исполнения обязанностей по ходатайству СРО или в других случаях.

Освобождение внешнего управляющего от работы регламентируется положениями федерального закона N 296-ФЗ. В документе указывается, что данному специалисту предоставляется право сложить полномочия по собственному желанию, на основании написанного по специальной форме заявления.

После предоставления отчета судебному органу может быть вынесено одно из следующих решений:

  • прекращение дальнейшего производства по делу о банкротстве;
  • продление установленного ранее срока внешнего управления;
  • подписание мирового соглашения, достигнутого между кредиторами и должником;
  • вынесение заключения о необходимости конкурсного производства;
  • отказ в утверждении отчета, предоставленного управляющим, и назначение нового специалиста по внешнему управлению.

Если введено внешнее управление активами предприятия, то возможным вариантом развития событий становится введение отсрочки платежей по долговым обязательствам. Арбитражный суд вводит процедуру внешнего управления в отношении общества на срок, не превышающий 18 месяцев. По истечении этого срока предусмотрена пролонгация (продление) данного процесса. Максимально возможный срок продления составляет 6 месяцев.

Пролонгацию разрешается обжаловать в порядке, изложенном в пункте 3 статьи 61 федерального закона N 127 «О несостоятельности (банкротстве)», принятого 26 октября 2002 года.

Каким условиям должны отвечать СРО?

А теперь рассмотрим условия, которым должны соответствовать саморегулируемые организации, что в законном порядке объединяют арбитражных управляющих достаточной квалификации. Такие сообщества обязаны:

  • иметь запись в едином государственном реестре;
  • осуществлять деятельность в рамках действующего законодательства;
  • объединять 100 или больше участников необходимого профессионального уровня;
  • располагать общим фондом, созданным за счет долевых взносов участников СРО (сумма минимального взноса каждого члена сообщества — 50 000 рублей);
  • иметь практический опыт успешного ведения дел о банкротстве юридических лиц, при этом количество дел составляет от 100 на всех участников сообщества.

Каждая саморегулируемая организация обязана предусматривать наличие юридического отдела и бухгалтерии, обладать руководящим аппаратом — коллегиальным органом. На него возлагаются полномочия по принятию юридически значимых решений, разработке собственных правил конкретного сообщества. Регистрация СОАУ выполняется после предоставления необходимого пакета документов, оплаты государственной пошлины данным некоммерческим учреждением.

Функции внешнего управляющего при банкротстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Функции внешнего управляющего при банкротстве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На требование кредиторов, которые были установлены на момент введения внешнего управления, пени начислять не нужно.

А. «Методология права: предмет, функции, проблемы философии права». 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2003. стр. 274. .

Как назначается арбитражный управляющий

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей он может быть отстранён от их исполнения. Если же это привело к убыткам должника, кредиторов, иных лиц, то он в будущем не может быть утверждён в качестве арбитражного управляющего до полного возмещения таких убытков.

Читайте так же:  Образец договора купли-продажи животных

Конкурсным кредитором, уполномоченным органом или собранием кредиторов арбитражному управляющему может быть установлено дополнительное вознаграждение за результаты деятельности за счёт средств кредиторов. Это вознаграждение также утверждается арбитражным судом.

Мораторий на требования кредиторов На весь период процедуры внешнего управления вводится мораторий на погашение кредиторских требований. Он предполагает приостановку начисления штрафов и процентов, а также иных экономических санкций, связанных с несвоевременным исполнением долговых обязательств (точнее их начисление происходит по ключевой ставке ЦБ).

Как следует из вышесказанного, роль внешнего управляющего заключается в установлении размеров требований кредиторов, которые при определенных условиях могут быть оспорены, и главное – восстановление платежеспособности организации, в отношении которой было введено внешнее управление.

Каждый этап подразумевает назначение арбитражного управляющего определенного типа (временный, административный, внешний, конкурсный). Функции специалиста на каждой стадии прохождения банкротства при этом отличаются. На этапе наблюдения необходимо проводить анализ предпринимательской деятельности, оценивать активы и пассивы, искать признаки фиктивного или преднамеренного банкротства.

Также этот этап может быть сокращен, если об этом попросил внешний управляющий или кредитные организации.

Прежде всего, поскольку внешний управляющий наделяется полномочиями руководителя должника, среди специальных прав внешнего управляющего указывается право распоряжаться имуществом должника. Однако при этом устанавливаются дополнительные ограничения ? распоряжение имуществом осуществляется только в соответствии с планом внешнего управления.

Обычно данная стадия длится не более 7 месяцев, но возможны исключения для дел повышенной сложности. Например, при банкротстве застройщика с многомиллиардными долгами наблюдение может длиться более 1,5 лет.

При обнаружении нарушений закона со стороны управляющего каждая сторона имеет право обратиться с соответствующей жалобой в арбитражный суд, назначавший специалиста.

Вознаграждение лицам, привлечённым арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, выплачивается за счёт имущества должника, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве, собранием кредиторов или соглашением кредиторов.

Руководителю предстоит изучить документы и бухгалтерские отчеты предприятия за последние 3 года, составить список активов и своевременно проинформировать стороны об изменениях платежеспособности должника.

Медлить в данной ситуации нельзя, иначе сумма задолженности возрастет. Кроме того, есть риск приобщения руководителя к административной или субсидиарной ответственности.

Период внедрения мероприятий на данном этапе составляет не более 18 месяцев. В исключительных случаях срок может быть продлен еще на полгода.

Порядок назначения конкурсного управляющего в данном случае не отличается от утверждения кандидатур других специалистов, но его функции и ответственность видоизменяются.

Компетенция внешнего управляющего включает в себя полномочия по установлению размера требований кредиторов, распоряжению имуществом должника, а также может включать в себя отказ от исполнения сделок должника. Одним из важнейших моментов деятельности внешнего управляющего является установление размера требований кредиторов.

Если должник не в силах исполнить обязательства и погасить задолженность, он или его контрагент может подать заявление о банкротстве. Данная процедура имеет массу нюансов и состоит из нескольких этапов, каждый из которых может продолжаться длительное время.

Определение об утверждении внешнего управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Внешний управляющий наделяется в соответствии со своим статусом определенными правами и обязанностями. Его правоспособность носит исключительно специальный характер.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если подходящей кандидатуры нет, суд делает запрос в гос. организацию, которая ведает делами финансового оздоровления. В течение недели она должна предоставить временного управляющего. Заметим, такому человеку не обязательно оформлять ИП, в отличие от тех управленцев, которых выбирают займодатели.

Похожие главы из других работ:

Лица, осуществляющие обязанности арбитражного управляющего, должны отвечать следующим требованиям:

  • обязательное наличие высшего образования;
  • наличие специального образования, получаемого по программам, утвержденным на федеральном уровне;
  • наличие опыта в области управления не менее двух лет.

[1]

Осталось только понять о ком это автор: «неоднозначность формулировок постановлений приводит зачастую к попыткам сторон обернуть заведомо неверную позицию в свою пользу, служит отличным инструментом в затягивании процесса, ведет к подаче необоснованных заявлений и ходатайств, к бестолковым спорам в суде сторон и, как следствие — загруженности судов». О внешнем управляющем или о ком-то другом ?

Внешнее управление при банкротстве не является распространенной процедурой при крахе организации, и Арбитражный суд прибегает к ее проведению лишь в тех случаях, когда прогнозы специалистов говорят о том, что фирму еще можно «реанимировать».

Арбитражный управляющий и конкурсный управляющий: в чем разница?

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица. Управление ? есть процесс, ориентированный на достижение определенных целей Клиланд Д., Кинг В. «Системный анализ и целевое управление». М.: Советское радио, 1979. С. 12..

Несостоятельность, или, другими словами, банкротство, – это признаваемый арбитражным судом статус должника, который освобождает его от уплаты денежных обязательств перед кредиторами в связи с неспособностью удовлетворить их в полном объеме. Согласно федеральному закону, банкротство можно признать, если обязательства перед кредиторами не выполнялись в 90-дневный период с того момента, как они должны были быть исполнены. Банкротство юридического лица включает в себя 5 процедур:

  • Наблюдение (анализируются финансовые возможности, имущество сохраняется за должником).
  • Финансовое оздоровление (составляется график погашения долга).
  • Внешнее управление (об этом этапе более подробно поговорим ниже).
  • Конкурсное производство (продажа имущественных объектов должника, применяется к банкротам, чтобы соразмерно удовлетворить требования кредитных организаций).
  • Мировое соглашение (может быть заключено на любом этапе процесса).

По сути, управляющий является здесь ключевой фигурой и играет роль генерального директора, также он может распоряжаться по своему усмотрению активами предприятия. Однако действующее руководство только частично лишается своих полномочий.

21. внешнее управление как процедура банкротства

До даты утверждения внешнего управляющего арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей и осуществление прав внешнего управляющего на лицо, исполнявшее обязанности временного управляющего или административного управляющего должника.

В заявлении должны указываться причины, по которым сторона выступает против выбранной кандидатуры. Если причины будут признаны арбитражным судом объективными, для проведения процесса будет назначен другой специалист.

Мораторий – это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Из книги Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Читайте так же:  Справка об открытии наследственного дела, выданная нотариусом

Временный управляющий может и лишиться своей должности. Происходит это, когда становится понятно, что он ненадлежащим образом исполняет свои обязанности (по ходатайству СРО арбитражных управляющих) либо если сам того захочет. В этом случае оплата его услуг прекращается.

Закона о банкротстве (абзац второй пункта 12) предоставила возможность арбитражному управляющему получить помимо фиксированного вознаграждения (45 тыс.рублей в месяц) 8 процентов сумм, направленных на удовлетворение требований, включенных в реестр требований кредиторов.

Если сделку заключат за его спиной, он вправе ходатайствовать перед судом о признании этой сделки недействительной. Кроме того, ему даны полномочия не подпускать к управлению компанией тех людей, которые, по его мнению, плохо справляются со своими служебными обязанностями.

Об утверждении внешнего управляющего арбитражный суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению.
Внешний управляющий, освобожденный от исполнения обязанностей внешнего управляющего, обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней вновь утвержденному внешнему управляющему.

Одним из направлений деятельности менеджера по антикризисному управлению является работа в качестве арбитражного управляющего.

Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально. Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

Временный управляющий при банкротстве

Закона о банкротстве), проценты по вознаграждению за процедуру банкротства, в ходе которой было прекращено производство, не выплачиваются, за исключением случаев восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления или внешнего управления.

Еще одна обязанность временного руководителя – составлять список займодателей и фиксировать их требования (при этом должник имеет право оспорить требования кредиторов, на это ему дается 1 неделя). За 10 дней до первого заседания по делу о банкротстве управляющий обязан уведомить кредиторов о начале процедуры банкротства и провести для них первое заседание. Отстранение и освобождение внешнего управляющего от исполнения обязанностей Внешний управляющий является постоянным единоличным органом, осуществляющим руководство организацией.

Внешнее управление при банкротстве юридического лица

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Внешнее управление при банкротстве юридического лица». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Внешнее управление обычно вводится по результатам первого собрания кредиторов в процедуре наблюдения (абз. 3 п. 1 ст. 73, п. 2 ст. 74 Закона).

Так, у них появляются шансы полностью вернуть все свои деньги. Тогда как в случае начала конкурсного производства и реализации имущества с молотка вырученных средств может не хватить для погашения всего объема задолженности.
Отличие внешнего управления от финансового оздоровления Внешнее управление и финансовое оздоровление – это реабилитационные процедуры, которые имеют много общего между собой.

Порядок введения внешнего управления

Рассмотрев указанные требования, временным управляющим составляется реестр кредиторов и им направляются уведомления о результатах. Должником в недельный срок могут быть представлены в арбитражный суд возражения по выставленным кредитором требованиям.

В случае отсутствия признаков банкротства арбитражный суд отказывает в удовлетворении соответствующего заявления о банкротстве должника. Однако наличие таких признаков (неспособность должника в данный момент погасить денежные обязательства и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды) не всегда влечет обязательную ликвидацию должника. Если предприятие-должник оказывается несостоятельным своевременно и в полном объеме выполнять взятые на себя перед кредиторами обязательства, оно может объявлено банкротом.

Права и обязанности участников

Платежеспособность должника считается восстановленной, если отсутствуют признаки банкротства юридического лица, регламентированные законодательством.

Мораторий не может быть установлен на те требования кредиторов, которые возникли уже после рассмотрения искового заявления арбитражным судом и признания банкротства компании. Более того, имеются такие исключения, как выплата заработной платы и вознаграждений работникам, алименты.

Должник решил подать заявление в арбитражный суд, после чего было принято решение о введении внешнего управления.

Отдельно необходимо отметить, что до выхода в 2002 г. в новой редакции Закона о банкротстве, его предыдущая редакция от 1998 г. предусматривала для градообразующих предприятий продление срока процедуры внешнего управления на 10 лет.

Если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника.

По сути, управляющий является здесь ключевой фигурой и играет роль генерального директора, также он может распоряжаться по своему усмотрению активами предприятия. Однако действующее руководство только частично лишается своих полномочий.

В некоторых случаях составленный отчет изучает собрание кредиторов. Предварительно указанные лица должны ознакомиться с документом. По результатам собрания принимается решение: обратиться в суд или заключить мировое соглашение.

Подобный законодательный подход значительно понижает эффективность правовых норм, регулирующих вопросы, связанные с планом внешнего управления.

В частных случаях это намного эффективнее и прибыльнее, чем подвергать банкрота конкурсному производству. Новые подходы в управлении несостоятельной организацией, внедрение новых технологий позволяет не только возобновить его платежеспособность, но и выйти на новый уровень доходов, в чем заинтересованы все стороны — как кредиторы, так и сам должник и его персонал.

Наряду с отстранением действующего руководства должника от ведения делами, о котором говорилось выше, еще одним, наиболее принципиальным последствием введения внешнего управления является мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Сюда относится также невозможность осуществить обязательные перечисления: налоги, страховые взносы в государственные и внебюджетные фонды.

По своей правовой природе мораторий — один из типичных и в то же время наиболее остро проявляющихся выразителей публично-правового вмешательства в частноправовые отношения, каковое (вмешательство), как было показано в начале настоящей главы, буквально «напитывает» институт несостоятельности, включая и стадию внешнего управления.

Допускается увеличение данного срока еще на полгода. По заявлению от кредиторов или управляющего возможно уменьшение указанного периода.

Юридическое лицо признается банкротом исключительно по решению арбитражного суда. Фактическим основанием этого решения является подтвержденное в установленном порядке длительное отсутствие возможности погасить задолженность перед кредиторами по взятым на себя обязательствам.

Эффективность внешнего управления при банкротстве

Уведомить собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителя о введении и последствиях внешнего управления, назначении внешнего управляющего.

В свою очередь, компетенция собственника унитарного предприятия — должника ограничивается принятием решений по вопросам, перечисленным в п. 3 ст. 94 Закона о банкротстве.

Обоснованием введения внешнего управления является потенциальная возможность предприятия восстановить свое финансовое положение.

Читайте так же:  Пенсия железнодорожников

Проблема экономически необоснованного введения процедуры внешнего управления

Арбитражный управлене вправе отменить принятые раньше меры по возобновлению долговых выплат и полностью изменить стратегию производства.

К ним относится длительная, более трех месяцев, задержка выплаты по кредитным обязательствам, и также зарплаты работникам. Внешний долг юридического лица при этом должен превышать триста тысяч рублей.

С другой стороны, Закон допускает возможность признания арбитражным судом недействительным полностью или частично плана внешнего управления по ходатайству лица или лиц, права и законные интересы которых были нарушены.

В исключительных случаях допускается введение процедуры внешнего управления по инициативе суда. При этом важно отметить, что процедура внешнего управления не может вводиться по инициативе самого должника.

Похожие главы из других работ:

Таким образом, внешнее управление, как и процедура финансового оздоровления, представляет собой разновидность реабилитационных (реорганизационных) процедур банкротства, направленных на спасение бизнеса должника, а не на его ликвидацию.

Однако, как представляется, эти изменения не создают необходимых стимулов к оздоровлению предприятий и не устраняют тех причин, которые отвращают заинтересованных лиц от введения процедуры внешнего управления, что позволяет прогнозировать сохранение отмеченной выше тенденции в практике процедур банкротства.

Реализовав освободившееся таким образом движимое и недвижимое имущество, компания может покрыть часть долгов. При анализе деятельности фирмы управленец может принять решение увеличить мощности производства отдельных объектов для получения прибыли.

Внешнее управление может применяться не ко всем субъектам, в отношении которых может быть возбуждено дело о несостоятельности. Внешнее управление не может быть введено в отношении кредитных организаций (п. 1 ст. 182); граждан, включая индивидуальных предпринимателей (§ 1 и 2 гл.

Внешнее управление как процедура банкротства

Согласно ст. 106 Закона о несостоятельности не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.

Инициировать процедуру банкротства могут как физические, так и юридические лица. Согласно Закону о банкротстве это сам должник, ФНС, органы исполнительной власти и местного самоуправления, конкурсный кредитор, а также работники компании.

Но если кредиторами будет получена информация, что в фермерском хозяйстве-должнике не выполняются запланированные внешним управлением мероприятия, они имеют право требовать сокращений сроков этой процедуры. Таким правом кредиторы могут воспользоваться и в тех случаях, если ими получены фактические данные, что должник не сможет восстановить свою платежеспособность. Вторую группу участников составляют Федеральная налоговая служба Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления. В третью группу, кроме стандартных участников судебного процесса, входит арбитражный управляющий.

Стадия внешнего управления при банкротстве

Однако введение внешнего управления требует установления объективных критериев для оценки реальности плана восстановления платежеспособности, что достаточно затруднительно с практической точки зрения.

Когда первым собранием кредиторов не принято решения о применении какой-либо процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления арбитражный суд может ввести процедуру внешнего управления, если у суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.

Внешний управляющий, в отличие от временного и административного, полностью заменяет руководителя должника, поскольку к нему переходят полномочия всех органов управления юридического лица, в том числе полномочия по распоряжению имуществом, за исключением совершения крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

[3]

План управления внешнего управления должен предусматривать ряд мероприятий по восстановлению платежеспособности компании-должника, а также порядок реализации указанных мер. Документ также предусматривает размеры расходов на проведение необходимых процедур для возврата организации к нормальной деятельности.

Внешнее управление при банкротстве

Кроме того, разъяснения по внешнему управлению как процедуре банкротства даются в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда «О некоторых вопросах практики применения федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”» от 15.12.2004 № 29 (пп. 37–44).

Закон определяет временной и финансовый признаки банкротства юридического лица. Для признания несостоятельности компании она должна не исполнять обязательства свыше трех месяцев. При этом минимальный совокупный размер долга должен составлять 300 тысяч рублей.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника (ст. 109 Закона):

Внешнее управление как процедура банкротства: характеристика, цель и последствия ее введения

Признание несостоятельности, или банкротство юридического лица, – сложный и трудоемкий процесс. Не менее сложная процедура банкротства — внешнее управление. Внешний управляющий является ответственным лицом при ее проведении. В чем смысл этого этапа банкротства, на какой период он может быть введен?

Кратко о банкротстве

Несостоятельность, или, другими словами, банкротство, – это признаваемый арбитражным судом статус должника, который освобождает его от уплаты денежных обязательств перед кредиторами в связи с неспособностью удовлетворить их в полном объеме. Согласно федеральному закону, банкротство можно признать, если обязательства перед кредиторами не выполнялись в 90-дневный период с того момента, как они должны были быть исполнены. Банкротство юридического лица включает в себя 5 процедур:

  • Наблюдение (анализируются финансовые возможности, имущество сохраняется за должником).
  • Финансовое оздоровление (составляется график погашения долга).
  • Внешнее управление (об этом этапе более подробно поговорим ниже).
  • Конкурсное производство (продажа имущественных объектов должника, применяется к банкротам, чтобы соразмерно удовлетворить требования кредитных организаций).
  • Мировое соглашение (может быть заключено на любом этапе процесса).

Внешнее управление: определение понятия

Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая должнику, которая вводится параллельно с финансовым оздоровлением организации. Эта процедура носит реабилитационный характер и позволяет предотвратить запуск конкурсного производства, которое, в свою очередь, направлено на ликвидацию предприятия, а не на возвращение фирмы в экономически стабильное состояние.

Внешнее управление как процедура банкротства вводится, если на то имеется решение арбитражного суда, принимаемое по согласованию с кредиторами и по итогам предыдущего этапа банкротства – наблюдения. Период внедрения мероприятий на данном этапе составляет не более 18 месяцев. В исключительных случаях срок может быть продлен еще на полгода. Таким образом, срок мероприятий внешнего управления может составлять не более двух лет.

Одно из важнейших отличий данной процедуры – отстранение от управления действующего руководства предприятия. Полномочия по управлению организацией передаются внешнему управляющему. По сути, управляющий является здесь ключевой фигурой и играет роль генерального директора, также он может распоряжаться по своему усмотрению активами предприятия. Однако действующее руководство только частично лишается своих полномочий. Некоторые функции технического характера сохраняются.

Читайте так же:  Судебная практика по взысканию алиментов в твердой денежной сумме

Внешнее управление как процедура банкротства: кратко о задачах

Этап процедуры банкротства под названием «внешнее управление» начинает реализовываться после передачи прав руководителя организации. Выбор управляющего и решение о необходимости процедуры принимается на общем собрании кредиторов, а затем утверждается в суде. Чтобы оно было принято, суд должен убедиться в том, что восстановить платежеспособность предприятия-банкрота вполне реально. Для этого необходимо представить соответствующие доказательства.

Цель внешнего управления при процедуре банкротства заключается в восстановлении платежеспособности и нормальной работы организации, а также последующем признании состоятельности. Еще одна важная задача – удовлетворение требований всех кредиторов.

Внешнее управление как процедура банкротства и последствия ее введения

Как и любой процесс, исполнение которого контролируется судом, внешнее управление имеет следующие последствия:

  • Руководитель организации практически полностью лишается контроля над ней, за исключением полномочий технического характера.
  • Органы управления предприятия прекращают осуществление своей деятельности, поскольку власть переходит к внешнему управляющему.
  • Мероприятия, направленные на удовлетворение запросов всех кредиторов и предпринимавшиеся до запуска данной процедуры, аннулируются и признаются недействительными.
  • Имущество организации не может быть арестовано, и на него не могут быть наложены ограничения, поскольку эти мероприятия проходят уже после признания в суде несостоятельности предприятия.
  • На требования всех кредиторов, касающиеся финансовых обязательств, устанавливают мораторий.

Мораторий не может быть установлен на те требования кредиторов, которые возникли уже после рассмотрения искового заявления арбитражным судом и признания банкротства компании. Более того, имеются такие исключения, как выплата заработной платы и вознаграждений работникам, алименты.

Обязанности внешнего управляющего

Главная характеристика внешнего управления как процедуры банкротства заключается в прекращении полномочий действующего руководства предприятия. При этом внешний управляющий имеет широкий спектр обязанностей, в которые входит распоряжение объектами имущества должника. Действующие органы управления предприятия лишены права принимать самостоятельные решения без согласования с внешним управляющим или оказывать влияние на принятие им решений. Также управляющий выполняет все функции управления организацией, контролирует процессы инвентаризации и распоряжения имуществом, ведет бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность, реестр кредиторских требований, принимает меры по взысканию дебиторской задолженности. Более того, он занимается проведением оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности и осуществляемых в ходе ведения хозяйственной деятельности. С этой целью составляют план управления.

[3]

Права внешнего управляющего

Итак, цель внешнего управления при процедуре банкротства заключается в финансовом оздоровлении предприятия. Внешний управляющий имеет права:

  • На осуществление хозяйственной деятельности.
  • Распоряжением имуществом.
  • Заключение мирового соглашения от имени банкрота.
  • Заявление об отказе от исполнения обязательств по договорам предприятия.
  • Требование признания недействительности сделок, проведенных до процедуры внешнего управления.

План работы внешнего управляющего

Внешнее управление как процедура банкротства предполагает внедрение плана работ, который составляется в течение месяца. Внешний управляющий должен отразить в плане следующие моменты:

  • Порядок и условия реализации мероприятий, направленных на восстановление состоятельности предприятия.
  • Финансирование.
  • Планируемые ожидаемые расходы организации.
  • Срок, в течение которого запланировано восстановить платежеспособность.
  • Аргументирование выбранного периода восстановления.
  • Разделение полномочий комитетов и кредиторов.

Исполнение плана контролируется кредиторами, его необходимо четко соблюдать.

Какие меры могут быть приняты управляющим?

Внешнее управление как процедура банкротства предполагает применение к должнику следующих мер:

  • Изменение характера производственной деятельности.
  • Завершение работы подразделений и филиалов предприятия, которые признаны убыточными.
  • Взыскание дебиторской задолженности.
  • Реализация имущественных объектов организации.
  • Пополнение уставного фонда средствами от третьих лиц и учредителей.
  • Замещение активов и прочие мероприятия в рамках законодательства.

Меры могут приниматься как отдельно, так и в комплексе.

Оздоровительные мероприятия: особенности проведения

Внешнее управление как процедура банкротства имеет особенности осуществления оздоровительных мероприятий:

  • Период уведомления руководителя организации о внедрении внешнего управления составляет 1 день.
  • О процедуре уведомляются учредители.
  • В 10-дневный период с момента запуска процедуры направляют заявку на публикацию этой информации.
  • Управляющий получает распоряжение по передаче ему всей документации.
  • Документы передаются в течение 3 дней после вступления в должность управляющего.
  • Собрание кредиторов первый раз назначается в течение 31 дня после начала процедуры.
  • Об оздоровительных мероприятиях информируется ФССП, ФНС, банки.
  • В органы контроля направляются соответствующие запросы.
  • Организуется общее собрание всех работников предприятия.
  • К работе организации привлекается бухгалтер и аудитор.
  • Организуется инвентаризация.
  • Производится анализ финансового положения предприятия.
  • Имущество третьих лиц возвращается им.
  • Составляется и рассматривается перечень требований кредиторов.
  • Организуется собрание кредиторов.
  • Составляется промежуточный и итоговый отчет и оглашается на собрании кредиторов.
  • В арбитражный суд предоставляют план.
  • Реализуются имущественные объекты.

Завершающий этап

На завершающем этапе внешнего управления проводятся следующие мероприятия:

[2]

  • выплачивается задолженность, о чем уведомляется и руководство, и кредиторы;
  • производятся расчетные операции;
  • прекращается исполнение обязанностей управляющего;
  • составляется протокол по ликвидации.

Если всевозможные попытки вернуть предприятие в экономически стабильное состояние предприняты, управляющий составляет отчет о проделанной работе.

Результат процедуры

Внешнее управление как процедура банкротства, как показывает судебная практика, не всегда имеет хорошие результаты. Причиной тому служит невысокий уровень профессионализма внешнего управляющего. Все потому, что он является третьим лицом и не имеет необходимых навыков для использования законных мер по решению проблем организации.

Более того, на деятельность внешнего управляющего весьма значительно могут оказывать влияние внешние факторы – прямого (вступление в силу изменений в действующих законодательных актах, конкуренция, система налогообложения) и косвенного (политическая ситуация в стране, изменение тенденций международных отношений, стремительная инфляция, природные катаклизмы) характера. Нередко причиной низкой эффективности внешнего управления является желание кредиторов установить финансовый контроль над должником, разорить его, истребовать его движимое и недвижимое имущество.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Внешнее управление как процедура банкротства вводится с целью восстановления платежеспособности организации-должника. В ее ходе принимает непосредственное участие управляющий, который наделяется практически всеми полномочиями руководителя. Основная характеристика внешнего управления как процедуры банкротства заключается в том, что происходит не только взаимодействие с должниками, но и реорганизуется деятельность самого предприятия. Когда восстановить платежеспособность удалось, управляющий выполняет свои обязанности до прихода нового руководства. В противном случае объявляется начало конкурсного производства.

Внешнее управление и внешний управляющий при банкротстве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here