Типовые правила обязательного медицинского страхования и изменения в законодательстве

Описание страницы: типовые правила обязательного медицинского страхования и изменения в законодательстве - 2021 от профессионалов для людей.

Error 523 Ray ID: 540439545ba26377 • 2019-12-05 07:14:34 UTC

Origin is unreachable

Cloudflare

What happened?

The origin web server is not reachable.

What can I do?

If you’re a visitor of this website:

Please try again in a few minutes.

[2]

If you’re the owner of this website:

Check your DNS Settings. A 523 error means that Cloudflare could not reach your host web server. The most common cause is that your DNS settings are incorrect. Please contact your hosting provider to confirm your origin IP and then make sure the correct IP is listed for your A record in your Cloudflare DNS Settings page. Additional troubleshooting information here.

Cloudflare Ray ID: 540439545ba26377 • Your IP : 185.189.13.12 • Performance & security by Cloudflare

Об утверждении новых Правил обязательного медицинского страхования

17 мая 2019 г. в Минюсте РФ зарегистрирован приказ Минздрава России от 28 ноября 2018 года № 108Н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» (регистрационный номер в Минюсте: 54643).

Указанный акт признает утратившим силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. № 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования».

Новые Правила обязательного медицинского страхования (далее — Правила) регулируют правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).

(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2019 г.

[1]

Федеральные законы в сфере ОМС

О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов

Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год

О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и статью 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

«Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год»

«О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

«О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

«Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год»

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год»

«Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2014 год»

«О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов «.

О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и статью 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Контактная информация

Адрес федерального фонда обязательного медицинского страхования:
127994, ГСП-4, Москва, ул.Новослободская, 37 корп. 4а

Справки по вопросу регистрации письменных обращений граждан:
(495) 870-96-80, доб. 1514, 1515, 1520, 1525

Прием корреспонденции общим отделом
пн-чт с 9:00 до 17:45, пт с 9:00 до 16:30

По вопросам связанным с порядком получения гражданами полиса ОМС и порядком получения медицинского обслуживания по полису ОМС:
(499) 973-31-86; (495) 870-96-80, доб. 1042, 1048

Типовые правила обязательного медицинского страхования и изменения в законодательстве

Каждый обратившийся в контакт — центр получает консультацию и помощь специалистов по вопросам ОМС в режиме реального времени или в режиме отстроченного ответа, если запрос требует дополнительной проработки. Единый контакт-центр в сфере обязательного медицинского страхования работает по номеру 8-800-250-7297, консультирование ведут специалисты страховых медицинских организаций и Томского фонда ОМС.

Заместитель губернатора Томской области по социальной политике Иван Деев провел расширенное селекторное совещание по итогам реализации национального проекта «Здравоохранение» за 9 месяцев 2019 года.

В рамках совещания были рассмотрены вопросы, касающиеся контроля качества оказания медицинской помощи в медицинских организациях, работы страховых представителей и особенности оплаты медицинской помощи в рамках системы ОМС на территории Томской области в 2019 году.

Медицинскую помощь в условиях круглосуточного стационара в больницах Томской области получили 103 тысячи человек, в том числе 23,8 тысячи — детей.

Перечень основных нормативных правовых документов организации системы ОМС

Организации деятельности системы ОМС Российской Федерации базируется на нормативной правовой базе, представленной федеральным законодательством, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами ФОМС, методическими указаниями и рекомендациями, подготовленными ФОМС и Минздравсоцразвития России.

Постановления Правительства РФ:

Приказы Министерства здравоохранения РФ:

Контактная информация

Адрес федерального фонда обязательного медицинского страхования:
127994, ГСП-4, Москва, ул.Новослободская, 37 корп. 4а

Справки по вопросу регистрации письменных обращений граждан:
(495) 870-96-80, доб. 1514, 1515, 1520, 1525

Прием корреспонденции общим отделом
пн-чт с 9:00 до 17:45, пт с 9:00 до 16:30

По вопросам связанным с порядком получения гражданами полиса ОМС и порядком получения медицинского обслуживания по полису ОМС:
(499) 973-31-86; (495) 870-96-80, доб. 1042, 1048

Минздрав России подготовил проект приказа «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования»

Материал опубликован 12 марта 2018 в 15:00.
Обновлён 13 марта 2018 в 10:25.

Проект приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» подготовлен в целях совершенствования законодательства в сфере обязательного медицинского страхования.

Проектом приказа предлагается заменить приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
от 28.02.2011 № 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования», в который 11 раз вносились изменения, новым приказом по рекомендации Министерства юстиции Российской Федерации.

Проект приказа учитывает последние изменения, внесенные в Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Вместе с тем в Правила ОМС вносятся изменения, призванные обеспечить организацию в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг по приему заявлений о выборе или замене страховой медицинской организации, направление этих заявлений и прилагаемых к ним документов в страховые медицинские организации и выдачу оформленных страховыми медицинскими организациями полисов обязательного медицинского страхования либо временных свидетельств (на основании договоров, заключенных многофункциональным центром со страховыми медицинскими организациями).

Правила ОМС и последние изменения в законодательстве

Обязательное медицинское страхование – непременное условие формирование общества, где гражданам из разных слоев населения предоставляются равные права в отношении охраны их здоровья и поддержания жизни. Этот вопрос впервые был поднят еще в 1991 г. и с тех пор неоднократно пересматривался, что свидетельствует об актуальности ОМС.

Сейчас страхование проводится на базе двух основных документов: типовых правил ОМС и приказа Министерства здравоохранения об утверждении (изменении) правил ОМС.

Типовые правила ОМС были утверждены директором ФОМС 3 октября 2003 г. Данный документ установил общие принципы, которыми руководствуются органы исполнительной власти отдельных субъектов РФ, определяя правила страхования для своих граждан.

В территориальных правилах должна быть подробно описана гарантируемая медицинская помощь, обеспечиваемая ТФОМС (какие услуги, какая стоимость, какие льготы для отдельных категорий населения).

Ранее страхователем работающих граждан являлся их работодатель, в то время как о неработающих слоях населения заботилась исполнительная власть. Страхователь заключал договор со страховой организацией по своему выбору.

Сейчас все граждане обязаны самостоятельно заключить договор со лицензированной страховой организацией (за исключением неправоспособных граждан, которых представляют их родственники или опекуны).

Финансирование страховой компании производится на основании договора, подписанного ею с ТФОМС, в котором указаны нормативы на душу населения. Если ей не хватает средств на покрытие расходов в связи с неточными расчетами, эпидемией и т.д., она обращается за материальной помощью к ТФОМС.

Страховая медицинская организация образует резервные фонды из выделенных ей средств, причем в типовых правилах оговаривается возможный размер резерва. Если резервы не были востребованы, то организации разрешается положить их на депозит или приобрести на них ценные бумаги, выпущенные государством.

ТФОМС контролирует, чтобы использование средств было целевым и рациональным.

Страховая компания выдает гражданам полис ОМС. Ранее он имел срок действия; его необходимо было менять, если изменялась прописка или место работы.

Теперь полис единого образца является бессрочным и в России проводится планомерная замена старых полисов на новый пластиковый документ.

Страховая компания также заключает договор с лицензированным медицинским учреждением и оплачивает его счета, относящиеся к оказанию помощи в рамках ОМС.

К типовым правилам прилагаются типовые договора между субъектами ОМС. В данные правила вносятся изменения по мере внесения поправок в законодательную базу ОМС.

28 февраля 2011 г. Министерство здравоохранения России издало приказ номер 158н, которым были утверждены правила обязательного медицинского страхования (ОМС). По мере совершенствования системы обязательного страхования в этот приказ вносились изменения.

Только за 2016 г. было подготовлено три новых редакции данного приказа.

Этот документ затронул следующие важные вопросы:

  • процедура заключения договора между застрахованным лицом и страховой организацией;
  • требования к бумажному и электронному полису страхования и порядок его получения; понятие временного свидетельства;
  • составление реестров страховых компаний и медицинских учреждений;
  • оплата расходов медицинской организации на лечение:
  • после несчастного случая
  • при плановом и экстренном оказании помощи
  • за пределами субъекта РФ, где был выдан полис
  • за пределами России;
  • тарифы и нормативы на лечебные/профилактические/диагностические процедуры и лекарства;
  • правила информирования населения об услугах и деятельности страховых компаний;
  • взаимодействие ТФОМС со страховыми компаниями;
  • разработка территориальной программы ОМС с учетом местных особенностей.
Читайте так же:  Образец договора купли-продажи квартиры по ипотеке

Приказ от 2011 г. дал возможность гражданам России получить врачебную помощь в любой части РФ. Таким образом интересы граждан были поставлены выше ограничений, налагаемых постоянной/временной регистрацией. Более того, у россиян появилась возможность обратится в медицинские учреждения за рубежом. Это еще более приблизило РФ к европейским стандартам.

Большим плюсом стало введение электронного полиса. Эта форма общепринята на международном уровне и делает возможным создание единого электронного реестра застрахованных лиц.

Хотя документ такого образца все еще проходит процесс поэтапного введения (сроки были в очередной раз продлены, теперь до 2018 г.), но польза как для граждан, так и для государства налицо. Застрахованные лица получают медицинские услуги более высокого уровня, а государственный фонд экономит средства, благодаря хорошему регулированию работы всей системы страхования.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Еще одним новшеством стало требование информировать население о деятельности страховых организаций, чтобы люди могли сделать свой выбор. Компании должны сообщать о преимуществах сотрудничества с ними, о тех учреждениях и отдельных врачах, с которыми они сотрудничают, о тех услугах, на которые может рассчитывать их клиент, если придется обратиться за помощью. На своем сайте они помещают информацию о своих учредителях, директорах, количестве клиентов, финансовых результатах своей деятельности.

Они отчитываются о выявленных правонарушениях.

Правила медицинского страхования послужили началом значительных улучшений в сфере медицинского страхования в России.

Новые правила ОМС – на старые дрожжи

Представлен к обсуждению проект новой редакции Правил ОМС.

Тем, для кого тщательное отслеживание всех телодвижений пока успешно уворачивающейся от нападок системы ОМС не является профессиональным интересом, скажу: поправок в Правила ждали, так как анонсированное резкое повышение ответственности страховых медицинских компаний (СМО) и их роли в улучшении здоровья россиян как раз и являлось главным аргументом защитников страховой системы. Мало того, в СМИ появляются пугающие своей категоричностью заголовки. Что-то около: «Страховые компании решили сделать крайними», «Ответственность страховщиков в медицине резко возрастет» и т.п. И что же мы видим? Если коротко – то все в названии. Ни одна из актуальных проблем не решена, новые проблемы обеспечены. Теперь тезисно о главном.

Читайте так же:  Как правильно оформить завещание на квартиру

– о необходимости рассмотрения (лучше бы соответствия) информации исполнительного органа госвласти субъекта РФ в области охраны здоровья по объемам медпомощи, требуемым для предоставления застрахованным лицам на предстоящий год

– о необходимости учесть стандарты медицинской помощи, особенности половозрастного состава застрахованных лиц, уровень и структуру заболеваемости населения субъекта РФ по данным медицинской статистики, климатические, географические особенности субъекта РФ, транспортную доступность медицинских организаций, сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения

– о необходимости разработки показателей эффективности деятельности МО.

Это все и раньше так или иначе звучало в нормативной базе. Только не выполнялось или выполнялось неполно и формально. Причины? Нет денег и требуемых компетенций.

Что же в итоге? Объемы не соответствуют потребности, тарифы затратам, нормативные требования и ответственность медработников реальному финансововому их обеспечению, а вся обещанная ответственность СМО ложится на плечи МО и расплывчато формулируется в виде «осуществления информационного сопровождения» без явного указания санкций к СМО за не достижение показателей результата: доля охвата диспансерным наблюдением, невыполнения рекомендаций врача, отсутствия приверженности к ЗОЖ и т.п. А статьи о росте ответственности СМО, похоже, пишутся ими же или по их заказу.

Все перечисленное изменением Правил ОМС не решить. Надо менять 323, 326 ФЗ и еще много чего. Но хочется же чего-то хорошего. Оно есть. В проекте правил предусмотрена возможность подачи заявления через Единый портал государственных и муниципальных услуг с получением полиса ОМС не только в СМО, но и «иных организациях». Вероятно, МФЦ. Это отлично! После того, как это случится – СМО точно можно будет убирать, не опасаясь «народных волнений». Если только заработает, конечно …

Автор: Первый проректор в Высшей школе организации и управления здравоохранением Николай Прохоронеко

Как сообщалось ранее, Минздрав России подготовил проект приказа «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» в целях совершенствования законодательства в сфере обязательного медицинского страхования. Подробнее читайте: Минздрав планирует внести изменения в правила ОМС.

Проект Федерального закона «Об обязательном страховании пациентов при оказании медицинской помощи»

Материал опубликован 15 января 2014 в 13:20.

Категории: Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования.

Доступно файлов для скачивания: 2

DOC, 168.5 КБ

DOC, 64.5 КБ

Комментарии: 0

© 2019 Министерство здравоохранения Российской Федерации

[3]

Все материалы, находящиеся на сайте охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об авторском праве и смежных правах.

Типовые правила обязательного медицинского страхования и изменения в законодательстве

2. Взаимоотношения Территориального фонда обязательного медицинского страхования со страхователями

2.1. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее — ТФОМС) осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 («Российская газета», 28.04.1993, N 81).
2.2. При обязательном медицинском страховании страхователями для неработающих граждан являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в ТФОМС уплачиваются органами исполнительной власти за счет средств, предусматриваемых на эти цели в соответствующих бюджетах.
2.3. Страхователями для работающих граждан являются организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Обновлены правила обязательного медицинского страхования

Правила устанавливают порядок подачи заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации застрахованным лицом и заявления о сдаче (утрате) полиса ОМС, единые требования к полису ОМС (в бумажной и электронной форме), порядок выдачи полиса ОМС либо временного свидетельства застрахованному лицу, порядок приостановления действия полиса и признания полиса недействительным, порядок ведения реестра страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, и реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, порядок направления территориальным фондом ОМС сведений о принятом решении об оплате расходов на медицинскую помощь застрахованному лицу непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, порядок оплаты медицинской помощи по ОМС, порядок информационного сопровождения застрахованных лиц при организации оказания им медицинской помощи.

Читайте так же:  Кто может оспорить завещание на недвижимое имущество

В новых правилах учтена отмена универсальной электронной карты (УЭК) как обязательного инструмента предоставления государственных и муниципальных услуг, установлены требования к размещению страховыми медицинскими организациями информации (так, они размещают информацию на собственных официальных сайтах в сети Интернет, опубликовывают в СМИ, в том числе информацию о деятельности в сфере ОМС, о руководителях, об акционерах (участниках, членах), о финансовых результатах деятельности и др.).

В приложениях приведены формы реестра страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС.


Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, которым были утверждены ранее применявшиеся правила.

В России начали действовать новые правила обязательного медицинского страхования

Возрастает роль страховых медицинских организаций в создании пациенто-ориентированной модели и защите прав застрахованных.

В соответствии с Приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» 28 мая 2019 года вступили в действие новые правила обязательного медицинского страхования.

В соответствии с новыми правилами усилена роль страховых медицинских организаций по работе с населением. Новые правила обязывают страховщиков проводить полное «информационное сопровождение» застрахованных на всех этапах оказания медицинской помощи.

Это подразумевает информирование о: медицинских организациях, осуществляющих деятельность в системе ОМС; праве выбора и замены страховой медицинской организации, медицинской организации и врача; порядке получения полиса; виде, качестве и условиях предоставления медицинской помощи в рамках базовой и территориальной программ; прохождении, в том числе, в вечерние часы и в субботу, профилактических осмотров и диспансеризации; прохождении диспансерного наблюдения лицами, поставленными на диспансерный учет; информировании о выявленных нарушениях по результатам проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

«Если ранее страховые медицинские организации контролировали качество оказанной медицинской помощи по факту ее оказания на основе документации от медорганизаций или по факту обращения граждан, то теперь новыми правилами определен пошаговый регламент сопровождения застрахованных лиц на всех этапах лечения», – отметила глава председатель ФОМС Наталья Стадченко.

При этом страховая медицинская организация теперь будет обязана уведомлять территориальный фонд ОМС о возможности выполнения страховой медицинской организацией информационного сопровождения застрахованных лиц. «Это обеспечит конкурентное преимущество на рынке страховых услуг в сфере ОМС для добросовестных страховщиков», – считает Андрей Рыжаков, председатель Совета по медицинскому страхованию Всероссийского Союза страховщиков.

В приказе четко определены обязанности страховых представителей, таких как работа с обращениями граждан, обеспечение организации информирования и сопровождения застрахованных лиц при оказании им медицинской помощи, организация индивидуального информирования о необходимости прохождения профилактических мероприятий, а также подготовка предложений для медицинских организаций по организации профилактических осмотров и диспансеризации и рассмотрение жалоб граждан (включая организацию проведения экспертиз).

Новые правила подразумевают и закрепление обязанностей за медицинскими организациями в части предоставления информации СМО.

Медицинские организации в соответствии с новыми правилами также обязаны предоставить страховым организациям информацию о застрахованных, с тем, чтобы страховщики смогли в полной мере исполнять свои полномочия по индивидуальному информированию пациентов, а также выполнять контрольные функции.

В первую очередь это касается диспансеризации и профилактических осмотров, сопровождения пациентов с хроническими и онкологическими заболеваниями. Страховые представители, на основе информации, переданной медицинской организацией не только напоминают о прохождении диспансеризации, но и выясняют причины, по которым диспансеризация не пройдена, осуществляют организацию повторного информирования застрахованных лиц о необходимости прохождения профилактических мероприятий. «Увеличивается частота информирования застрахованных, не прошедших диспансеризацию: теперь информирование будет проводиться не ежеквартально, а ежемесячно», – пояснил Андрей Рыжаков.

СМО выбирает способ информирования застрахованных лиц: через сервис мобильных сообщений, почтовым отправлением, по телефону. Если же пациент не явился на профилактический осмотр, в том числе в рамках диспансеризации, то страховой представитель может проинформировать его еще раз и связаться с ним для выяснения причин.

Помимо этого, СМО контролируют оказание медицинской помощи и информируют о необходимости постановки на диспансерный учет и назначенном лечении в случае наличия онкологических, сердечно-сосудистых и других хронических заболеваний.

Особенно пристальное внимание уделено сопровождению пациентов с онкологическими заболеваниями. В новых правилах появилась норма о формировании страховыми медицинскими организациями на информационном портале территориальных фондов ОМС истории страховых случаев пациентов с подозрением на злокачественное новообразование или с подтвержденными ЗНО. Таким образом, создаётся интегрированная база информационных данных для быстрой оценки места и времени нахождения пациента на этапах диагностики и лечения. Это даст возможность СМО оперативно восстанавливать нарушенные права пациентов, а также контролировать ход лечения.

Напомним, что с 1 января 2019 года страховые представители III уровня осуществляют контроль качества медицинской помощи, предоставляемой пациентам со злокачественными новообразованиями. В их функции входят: контроль своевременности оказания медицинской помощи с момента подозрения и диагностики злокачественного новообразования до момента предоставления специализированной, в том числе, высокотехнологичной медицинской помощи, а также при проведении диспансерного наблюдения и в случаях обострения онкологического заболевания; контроль соответствия стадии онкологического заболевания выбранному медицинской организацией методу лечения; контроль степени достижения запланированного результата при проведении химиотерапии (в том числе, дорогостоящими таргетными препаратами); индивидуальное информационное сопровождение застрахованных лиц с онкологическими заболеваниями.

Страховые представители будут жестко контролировать сроки установления диагноза онкологического заболевания. В апреле 2019 года внесены изменения в Программу госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, где определены сроки установления диагноза онкологического заболевания – не более 14 календарных дней со дня назначения исследований. Также установлен срок постановки на учёт для диспансерного наблюдения врача-онколога за пациентом с выявленным заболеванием – не более трёх рабочих дней с момента постановки диагноза.

В новых правилах также детально прописаны контрольные действия за диспансерным наблюдением пациентов со стороны страховых медицинских организаций. Создаётся база информационных данных о диспансерном учете каждого пациента находящегося на наблюдении. Как пояснил эксперт рабочей группы по развитию обязательного медицинского страхования Всероссийского союза страховщиков Алексей Старченко, её можно наложить на действующий приказ о конкретных мерах диспансерного учёта и информировать пациента о дате очередного приёма, консультации, лабораторном или инструментальном обследовании, предварительно согласовав с медицинской организацией. «Это позволит организовать доступ пациента к технологичным методам лечения, снизить риск их смерти или инвалидизации по кардиохирургическим, нейрохирургическим и эндокринно-хирургическим профилям, выявить своевременное прогрессирования онкозаболеваний», – считает эксперт.

Читайте так же:  Что делать, если страховая не платит по осаго

Таким образом, страховые представители тесно взаимодействуют с пациентами, находящимися на диспансерном учете, и, помимо контроля за правильностью диспансерного наблюдения со стороны медицинских организаций, формируют у пациентов приверженность к лечению, рассылая памятки с подробной информацией о процедурах, противопоказаниях и т.п. Сегодня это важнейшая функция страхового представителя – разъяснить застрахованному по результатам оказанной ему медпомощи обоснованность и необходимость приема назначенных лекарственных препаратов, выполнения рекомендаций по плановому направлению на лечение, соблюдения принципов здорового образа жизни.

Важно, что информирование застрахованных о перечне оказанных им медицинских услуг и их стоимости будет также осуществляться в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг по запросу, в также через официальные сайты (при условии предварительной идентификации и аутентификации).

Помимо этого, новые правила легализуют работу страховых представителей непосредственно в медицинской организации: медицинские организации обязаны предоставлять место для работы страховых представителей второго и третьего уровней. «Это значит, что пациенты смогут получить консультацию о своих правах прямо в медицинской организации, там, где они могут быть нарушены. А страховой представитель сможет оперативно разрешить возможный конфликт и восстановить права застрахованного лица», – отметил Алексей Cтарченко.

Новыми правилами также регламентируется порядок контроля телемедицинских консультаций. В целях внедрения в повседневную медицинскую практику новых медицинских технологий предусмотрено предоставление медицинскими организациями сведений о случаях оказания медицинской помощи с применением рекомендаций национальных медицинских исследовательских центров. Страховые медицинские организации проконтролируют выполнение медицинскими организациями рекомендаций Национальных медицинских исследовательских центров по применению методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, данных при проведении консультаций/консилиумов с применением телемедицинских технологий.

Как пояснила заместитель председателя ФОМС Светлана Кравчук, медицинская организация, оказывающая специализированную, в том числе, высокотехнологичную, медицинскую помощь, включенную в базовую программу госгарантий, после получения сведений, содержащих рекомендации Национальных медицинских исследования исследовательских центров, данные при проведении консультаций/консилиумов с применением телемедицинских технологий, не позднее одного рабочего дня с даты получения этих сведений размещает на информационном ресурсе информацию о застрахованных лицах, в отношении которых получены указанные рекомендации. В свою очередь, страховой представитель в течение двух рабочих дней после размещения данных сведений, обеспечивает проведение очной медико-экономической экспертизы в соответствии с порядком организации и проведения контроля.

Новые правила ОМС также предусматривают и большую открытость страховщиков. Так, страховые медицинские организации размещают на собственных сайтах информацию, в том числе, о деятельности компании в сфере ОМС, о составе участников компании, о финансовых результатах деятельности. Должна присутствовать информация об опыте работы в сфере ОМС и о количестве застрахованных лиц, в том числе, в субъектах РФ. Публикации подлежат и данные «о выявленных по обращениям застрахованных лиц нарушениях при предоставлении медицинской помощи».

Новые правила скорректировали размеры санкций к медицинским организациям за не предоставление медицинской документации и за искажение информации в реестрах счетов. Это позволит обеспечить более справедливое применение санкций, при этом снизить объем приписок и сохранить деньги в системе ОМС.

Также увеличивается ответственность медицинских организаций за назначение нерациональной фармакотерапии.

Кроме того, страховые медицинские организации будут осуществлять контроль состоявшихся плановых госпитализаций. Амбулаторно-поликлинические учреждения будут направлять в СМО сведения о пациентах, которые должны пройти плановую госпитализацию, причем будут это делать раз в сутки. А стационары, в свою очередь, направлять списки пациентов, которые пришли на плановую госпитализацию. Соответственно, если по каким-то причинам пациент не явился, то страховые представители будут связываться с пациентом, выяснять причины и если это случилось по вине медицинской организации, то будут помогать пациентам решать проблемы с плановыми госпитализациями.

«Медицинским организациям новыми правилами вменяется и обязанность ведение Единого реестра планируемых госпитализаций в разрезе профилей. С учетом этого реестра поликлиниками будут распределяться объемы медицинской помощи. Страховые медицинские организации ежедневно будут вести учет состоявшихся и несостоявшихся госпитализаций, в том числе, при получении высокотехнологической медицинской помощи», – сообщил Андрей Рыжаков.

Алексей Старченко отмечает, что все указанные изменения «ориентированы на обеспечение преемственности медицинской помощи, на обеспечение контрольных мероприятий, которые позволят отследить все этапы лечения пациентов. Это должно дать импульс к плановой технологичной медицинской помощи, и в результате снизить риск смерти наших соотечественников».

Среди других изменений – упрощение порядка подачи заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации застрахованным лицом. Теперь застрахованный сможет получить полис обязательного медицинского страхования не только в форме бумажного бланка, но и в виде пластиковой карты с электронным носителем информации (электронный полис) или отказаться от его получения. Заявление о получении полиса можно будет подать через официальный сайт территориального фонда обязательного медицинского страхования при наличии электронно-цифровой подписи или через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Для удобства застрахованных временное свидетельство будет действительно не 30, а 45 рабочих дней. К обязанностям застрахованных теперь относится сообщение о любых изменениях данных документа, удостоверяющего личность. Застрахованный отдельно сообщает о согласии на индивидуальное информационное сопровождение страховой медицинской организацией на всех этапах оказания медицинской помощи.

Законодательные основы и регулирование ДМС страхования

Добровольное медицинское страхование (ДМС) дает возможность получать дополнительные медицинские услуги и экстренную помощь в тех сферах защиты здоровья, которые не обеспечивает ОМС. Закона о добровольном медицинском страховании пока не существует, но действуют смежные правовые акты, регулирующие эту сферу страхования. При возникновении противоречий в процессе реализации той или иной программы ДМС, а также при решении споров между страховщиком и застрахованными лицами, юристы используют сразу несколько законодательных актов, федеральные законы и статьи Гражданского кодекса РФ.

Читайте так же:  Типовой образец договора купли-продажи дачного участка с домом

Законодательное регулирование

Пункт 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». ОМС (обязательное медицинское страхование), финансируемое из средств государственного бюджета или бюджетов субъектов РФ и других источников гарантирует получение помощи в экстренных ситуациях, угрожающих жизни человека, и должна оказываться даже при отсутствии полиса, бесплатно.

До января 2011 года страховая деятельность в стране регулировалась Законом РФ №1499-I от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (последняя редакция от 24.07.09). Он определял основные понятия, правила, участников и их взаимодействие, регулировал работу страховых компаний и медицинских учреждений. Закон рассматривал ДМС как дополнительный к ОМС тип страхования. С прекращением действия этого документа добровольное медстрахование стало независимым видом деятельности. А с 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон №326-ФЗ от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в РФ», затрагивающий следующие вопросы:

  • Определение и принципы системы ОМС;
  • Роль государства и субъектов РФ в страховании;
  • Взаимодействие между участниками договора медстрахования;
  • Источники финансирования ОМС;
  • Программы ОМС и входящие в них услуги;
  • Договорные отношения между страховщиками, страхователями и ЛПУ;
  • Осуществление контроля и надзора.

Однако данный Федеральный закон не рассматривает добровольное медицинское страхование, поэтому большинство судебных тяжб и остальная юридическая практика в области ДМС опираются на разрозненные законодательные акты, а также на Правила страхования, которые разрабатывает сам страховщик, объединение страховщиков или государство. Обычно в таких правилах оговариваются основные положения договора медстрахования.

Чем же регулируется ДМС?

На сегодняшний день нормы, регулирующие добровольное медстрахование, точнее их отдельные его части, термины, понятия и некоторые правовые ситуации можно найти на страницах двух основных актов — в Гражданском кодексе РФ и Законе РФ №4015-1 от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Так, основные вопросы страхования рассматриваются во второй части ГК РФ (48 глава). В соответствии с п. 1 статьи 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров, «заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком)». В 934 и 940 статьях вводится понятие «договора личного страхования».

В соответствии с ним страховщик должен оплачивать медицинские услуги, предоставляемые застрахованному лицу при наступлении страхового случая, в размере, не превышающем страховую сумму, а страхователь должен внести страховые взносы. Договор заключается в письменном виде. В статье 942 приведены существенные условия договора: застрахованное лицо (им может стать страхователь или другой человек), страховые случаи, сумма страхования, срок действия договора. Согласно 943 статье условия договора определяются правилами, действующими в страховой компании (или объединении СК), а страхователь и страховщик могут «договориться об изменении или исключении отдельных положений правил страхования и о дополнении правил».

Закон РФ №4015-1 охватывает такие вопросы, как цели страхования, участники страховой деятельности, и предлагает основные определения: страховой риск, сумма, премия, тариф, случай, финансовое обеспечение страховых компаний, надзор в сфере страхования. Согласно Закону №4015-1 правила страхования имеют силу внутреннего нормативного документа страховой компании и должны соблюдаться обеими сторонами, заключающими договор. Помимо этого юридическую силу имеют и документы, подписанные сторонами сделки по осуществлению добровольного медстрахования.

[3]

Правила медстрахования и особенности договора

Отношения между страховой компанией и страхователем определяются договором и правилами страхования. Эти документы имеют большое значение при разрешении спорных ситуаций. В момент оформления договора страхователю нужно внимательно ознакомиться с условиями и принципами работы страховщика, проверить, чтобы в соглашении были указаны все необходимые пункты. Правила страхования и состав договора ДМС у большинства страховщиков во многом похожи, и в них содержатся:

  • Основные термины;
  • Участники и объекты медстрахования;
  • Определение страхового риска и случая;
  • Страховая сумма и взносы страхователя;
  • Условия заключения и расторжения договора, период действия;
  • Права и обязанности участников;
  • Страховая выплата;
  • Персональные сведения;
  • Разрешение спорных ситуаций;
  • Другие условия.

В соответствии с Правилами составляется договор ДМС, определяющий порядок и условия получения застрахованным лицом медицинских услуг. Он согласовывается и подписывается двумя сторонами. Основные разделы документа включают в себя информацию о страхователе, застрахованных лицах и страховой компании; программу страхования; состав услуг, порядок и время их получения; медицинские организации; порядок уплаты страховых взносов; страховую сумму; ответственность и права участников. Помимо этих разделов договор должен иметь и листы с приложениями. В них включают все необходимые дополнения, а также нестандартные решения или услуги для конкретного полиса. Кроме этого, в приложениях подробно прописываются программы ДМС, тарифы страховщика, внешний вид полиса. К документу прикрепляется медицинская анкета, если это необходимо.

Заключение

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Хотя ДМС в России и регулируется общим законодательством о страховой деятельности, но для человека, заключающего соглашение со страховой компанией, главными документами остаются условия медстрахования и договор. Если оспариваемого пункта в них нет, то и в судебном порядке доказать что-то будет достаточно сложно. Судебных прецедентов по ДМС на сегодняшний день совсем немного и связаны они скорее с компаниями-однодневками, а не с СК-флагманами, поэтому сделать сколь-нибудь определенные выводы по судебной практике сложно.

Типовые правила обязательного медицинского страхования и изменения в законодательстве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here