Приоритет натурального возмещения по осаго

Описание страницы: приоритет натурального возмещения по осаго - 2021 от профессионалов для людей.

Натуральное возмещение ущерба по ОСАГО

28 апреля 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В новой редакции закона изменен порядок возмещения вреда, причиненного легковым автомобилям. Эти изменения касаются транспортных средств, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации.

Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания.

Как это будет работать?

Автовладелец выбирает станцию технического обслуживания (СТО) из числа тех, с которыми у страховой компании заключен договор. Выбрать СТО можно как при покупке полиса, так и на этапе урегулирования убытка. Перечень СТО с указанием адресов их места нахождения, перечнем марок и годов выпуска обслуживаемых транспортных средств, а также примерных сроков проведения ремонта должен публиковаться на сайте страховой организации и постоянно актуализироваться.

Важно! При восстановительном ремонте в отличие от денежной выплаты не учитывается износ деталей и агрегатов, а также не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих частей (если иное не определено соглашением страховой компании и потерпевшего).

Можно ли выбрать другую СТО?

Для ремонта поврежденного автомобиля на СТО, с которой у страховщика нет договора, надо получить письменное согласие страховой организации. В заявлении о страховом возмещении необходимо указать полное наименование выбранной СТО, адрес места нахождения и платежные реквизиты для возможности оплаты страховщиком проведенного восстановительного ремонта.

На каких условиях проходит восстановительный ремонт?

Предельный срок осуществления ремонта – не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на СТО.

СТО не должна находиться дальше, чем в 50 километрах от места ДТП или места жительства потерпевшего (по его выбору).

Ремонт новых автомобилей (не старше двух лет) должен производиться на СТО официального дилера, осуществляющего гарантийное сервисное обслуживание.

Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, – 12 месяцев.

Как действовать в случае ДТП?

Если в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам и у всех водителей есть действующие полисы ОСАГО, то требование о возмещении вреда необходимо предъявлять своему страховщику

Важно! В случаях причинения вреда жизни или здоровью участников ДТП заявление о страховом возмещении следует подавать в страховую компанию виновника ДТП.

Заполненные извещения о ДТП должны быть переданы участниками ДТП в свои страховые компании (или их представителям в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло ДТП) в течение пяти рабочих дней после ДТП.

Срок рассмотрения заявления о страховом возмещении составляет 20 календарных дней.

За несоблюдение сроков выдачи потерпевшему направления на ремонт предусматривается начисление неустойки в размере 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. За нарушение сроков осуществления ремонта страховщик наказывается неустойкой в размере 0,5% от размера страхового возмещения.

В каких случаях возможно денежное возмещение вместо ремонта?

Страховая выплата в денежной форме производится в следующих случаях:

  • смерть потерпевшего;
  • причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма страхового возмещения);
  • потерпевший является инвалидом и имеет автомобиль по медицинским показаниям (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма);
  • полная гибель транспортного средства;
  • стоимость восстановительного ремонта превышает 400 тысяч рублей (50 тысяч рублей для случаев оформления ДТП по европротоколу) и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред («обоюдка») и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • в результате ДТП вред причинен только имуществу, не являющемуся транспортным средством;
  • потерпевший отказывается от ремонта на СТО, если она не соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта;
  • страховая компания не предоставляет потерпевшему возможность проведения восстановительного ремонта на СТО, указанной при заключении договора ОСАГО;
  • наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим.

Защита прав потребителей страховых услуг

Если вы считаете, что страховая компания нарушает ваши права, направьте жалобу в Банк России.
Также можно направить обращение в Российский союз автостраховщиков (РСА)

Натуральные выплаты по ОСАГО, закон принят Государственной Думой

Госдума приняла натуральные выплаты по ОСАГО

Государственная Дума РФ приняла закон о приоритете натуральных выплат (ремонт автомобиля, попавшего в ДТП) над возмещением в денежной форме. Подробнее об этом вы можете прочитать в ранее опубликованных на страницах Информационного интернет издания 1GAI.RU:

Таким образом после принятия закона, страховщики будут давать направление в технический центр для проведения восстановительного ущерба. Это по задумке депутатов должно помочь в борьбе с недобросовестными автоюристами и спровоцированную ими убыточность сферы обязательного страхования в некоторых регионах страны.

Основными изменениями во втором чтении в законе об ОСАГО стали:

Максимальный срок восстановительного ремонта. 30 дней со дня предоставления транспортного средства в технический центр

Денежная компенсация останется, но ее применение будет четко оговорено. К таким исключениям относятся: причинение тяжкого/средней тяжести вреда здоровью или смерть потерпевшего. Инвалидам I и II группы также будут выплачиваться денежные возмещения.

Невозможность проведения восстановительных работ (автомобиль полностью уничтожен в связи с ДТП), превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО в 400.000 рублей.

И наконец, если страховщик не сможет провести ремонт в сервисе, автовладелец также сможет потребовать возместить стоимость натуральной выплаты денежным эквивалентом.

Важно! Приоритет натурального возмещения по ОСАГО будет действовать лишь в отношении ВНОВЬ заключенных договоров.

Также в нашей статье мы акцентировали внимание на ряде других важных особенностей принятого закона.

Детали при проведении восстановительного ремонта будут использоваться новые, это отражено в законе. После проведения восстановительного ремонта автомобиля, побывавшего в ДТП, будет распространятся гарантия (6 месяцев на все виды работ, 12 месяцев на кузовной и ремонт ЛКП).

Читайте так же:  Какие есть основные моменты в вопросах дарения

Максимальное расстояние, на котором должен будет находиться сервис не должно превышать 50 км. Если расстояние превышает 50 км, то страховая компания должна организовать и оплатить транспортировку поврежденного автомобиля до технического центра.

Президент подписал закон о приоритете натурального возмещения по ОСАГО

Президент Владимир Путин подписал закон о преимуществе натурального возмещения по ОСАГО, согласно которому устанавливается приоритет ремонта автомобиля над денежными выплатами.

Согласно документу, получить компенсацию в денежном виде можно будет только в ряде случаев: при полном уничтожении автомобиля, превышении стоимости ремонта лимита возмещения по ОСАГО (400 000 руб.), а также если потерпевший не согласен доплачивать. Денежная выплата будет предусмотрена в случае гибели потерпевшего в ДТП или причинения ему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, а также если он является инвалидом. Получить денежную компенсацию также можно будет, если страховая компания будет не способна организовать ремонт в соответствующем закону сервисе.

При этом, согласно документу, автосервис, куда можно будет направить автомобиль для ремонта, должен находиться не далее 50 км от места ДТП. Исключения составят случаи, когда страховщик готов оплатить эвакуатор. СТО автовладелец сможет выбрать из предложенного страховщиком списка, при этом ремонт новых авто на гарантии должен быть организован у официального дилера. Также в законе говорится, что для починки должны быть использованы только новые автозапчасти, а срок самого ремонта не должен превышать 30 рабочих дней. Ответственность за некачественный сервис будет нести страховая компания (подробнее читайте в материале «Право.ru» «Как это работает: новые правила ОСАГО»).

В середине марта этого года законопроект был одобрен Госдумой (см. «Госдума установила приоритет ремонта над страховой выплатой по ОСАГО»). В нижней палате парламента подчеркнули, что введение подобного механизма позволит развиваться бизнесу по техническому обслуживанию автомобилей (см. «Депутаты поддержали приоритет ремонта над страховой выплатой по ОСАГО»). 22 марта документ был принят Советом Федерации (см. «СФ одобрил возмещение по ОСАГО натурой»).

С текстом закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» можно ознакомиться здесь.

Натуральное возмещение по ОСАГО

Федеральный закон, принятый 28 марта 2017 года № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», определил приоритет натурального возмещения по ОСАГО по сравнению с выплатой в денежном эквиваленте.

Законом установлены ряд случаев, когда ущерб может возмещаться пострадавшему деньгами, определены предписания к станциям технического обслуживания (далее – СТО), которые осуществят ремонт автомобиля согласно договору, заключенному со страховщиком.

Приоритет натурального возмещения вреда по ОСАГО

28 апреля 2017 года вступил в действие Федеральный Закон ««О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», которым определен приоритет проведения ремонтных работ по восстановлению пострадавшего в результате аварии транспортного средства перед выплатой по договору страхования.

Закон предусматривает, что владелец транспортного средства в установленных законодательством случаях, получит восстановленный автомобиль вместо выплаты страховой суммы. Данная процедура зарекомендовала себя давно и дает положительные результаты в КАСКО, когда владелец транспортного средства не бегает по инстанциям для получения денег, а затем самостоятельно ремонтирует автомобиль.

Указанная норма действует только в отношении договоров, которые подписаны сторонами после вступления в силу вышеупомянутых изменений, а именно, на договора, заключенные после 29 апреля. Возмещение натуральным способом по договорам, вступившим в силу до указанной даты, предусмотрено исключительно на договорной основе между страховщиком и страхователем.

Согласно нововведениям, продавая полис ОСАГО или принимая заявление на страховое возмещение, страховщик предоставляет клиенту список станций, обеспечивающих техобслуживание, с которыми компания заключила договора.

Законом установлены обязательные требования как к ремонту в целом, так и к самим станциям техобслуживания. Например, расстояние до ближайшей СТО или от места аварии, или до места проживания владельца авто должно не превышать 50 километров.

Закон установил срок проведения ремонта, который не может превышать тридцати дней, просрочка указанного срока влечет выплату страховой компанией штрафа в размере половины процента от суммы, которая подлежит возмещению.

Законодатель устанавливает срок гарантийного обслуживания: 6 месяцев на ремонт и 12 месяцев на лакокрасочные и кузовные работы.

Транспортные средства, срок эксплуатации которых не превышает 2 лет и имеющие гарантию, проходят ремонт на определенных СТО, наделенных правом проведения такого ремонта, сохраняя при этом гарантии.

Страховщик, имеющий возможность выполнить указанные требования, осуществляет натуральное восстановление, если же нет, то возмещение проводится в денежной форме. Следует отметить, что в данном случае торопится с отказом не стоит.

Допустим, СТО находится в шестидесяти километрах, а не в пятидесяти, как указано в законе, разница не велика, но при денежной выплате будет учитываться степень износа, и выплата будет меньше, нежели при натуральном возмещении. Кроме того, по оценке специалистов, денежное возмещение предполагает доплату за износ до 38 процентов.

Законом предусмотрено, что владелец транспортного средства наделен правом выбора станции техобслуживания. Однако эти детали подлежат согласованию с компанией, осуществляющей страхование.

Нормативным актом определены случаи, когда приоритет на натуральное возмещение невозможен, а именно:

  • причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью;
  • смерть потерпевшего;
  • полное уничтожение транспортного средства;
  • превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты по ОСАГО (400 000 рублей).

Также, возмещение деньгами предусмотрено для отдельных категорий инвалидов. Но, для этих граждан страховая компания может осуществить натуральное возмещение пострадавшему, если это предусмотрено договором.

Порядок натурального возмещения по ОСАГО

Центральный банк опубликовал письмо – разъяснение по вопросам натурального возмещения для компаний, осуществляющих страхование по ОСАГО.

28 апреля нынешнего года вступили в силу изменения относительно приоритета проведения ремонта автомобилей клиентов по сравнению с денежной формой возмещения. Это вызвало ряд вопросов, касающихся порядка проведения данного вида страхового возмещения. В связи с этим, Центральный банк опубликовал письмо с информацией для страховых компаний.

В Центральном банке России указали, что согласно нормам действующего закона, возмещение по страховому договору вреда, причиненного легковому автомобилю, который является собственностью гражданина и зарегистрирован в Российской Федерации, осуществляется путем организации процедуры и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного автомобиля потерпевшего (за исключением отдельных случаев, установленных законодательством). Иначе говоря, путем возмещения причиненного вреда в натуре.

Читайте так же:  Судебная практика по лишению родительских прав

Возместить ущерб владелец пострадавшего автомобиля может двумя способами: обращением в компанию страховщика ОСАГО или к компании, выдавшей полис виновнику аварии, лицу, причинившему ущерб.

Где можно получить бесплатную юридическую помощь при ДТП?

Как получить бесплатную юридическую консультацию по ДТП по телефону, читайте тут.

Законодатель указывает на то, что согласно нововведениям, нормы закона об ОСАГО о возмещении вреда натуральным образом применимы к договорам «автогражданки», которые заключены включительно с 29 апреля 2017 года, после вступления в силу указанных изменений в закон.

«Ссылаясь на законодательство, можно прийти к выводу, что возмещение причиненного вреда натуральным способом будет возможно с даты подписания договора на ОСАГО пострадавшего при его обращении к страховщику согласно статьи 14.1 Закона об ОСАГО, или с даты заключения договорных обязательств ОСАГО причинителем вреда» — отметили в Центральном банке.

Свой вариант разъяснений предложили немного ранее в РСА. Этим документом разъяснялась возможность выбора СТО, вариантах, предусматривающих выплаты в денежной форме, а не осуществлении ремонта, и также о дальнейших действиях клиентов, если проведенный ремонт по ОСАГО их не устроил.

Зачем принят закон о натуральном возмещении вреда по ОСАГО

Законодатель благодаря нововведениям стремится исключить возможность мошенничества и происков авантюристов на рынке страхования, которые влекут за собой причинение значительных убытков для страховщиков.

Посредники и мошенники направляют свои усилия на те сферы, где возможен значительный оборот денег. Возможность оказания натурального возмещения в виде предоставления услуг по ремонту снизит заинтересованность посреднических структур и всевозможных любителей легкой наживы.

Однако, принятые изменения в закон уже спровоцировали ряд скептических высказываний, указывающих на отсутствие значительных изменений в данной сфере.

Прежде всего, вызывает сомнение перспектива искоренения на рынке автострахования деятельности мошенников. Предположительно, авантюристы освоят новую сферу – займутся представлением интересов в судебных инстанциях владельцев автомобилей, которых не устраивает качество проведенного ремонта.

Собрать доказательства плохого качества ремонта и возможное нарушение сроков его проведения не представляет труда. Это может спровоцировать еще большие убытки для страховщиков от исковых требований авантюристов, чем те, что они несли до внесенных в закон изменений.

Второе, что может произойти, это то, что мошенники поменяют схемы и начнут работать с восстановительными и ремонтными работами на станциях технического обслуживания автомобилей.

Эта сфера достаточно перспективна для любителей легких денег, и принятие нового нормативного акта окончательно не устранит всех проблем, связанных с деятельностью мошенников и угрозой возникновения у страховых компаний ущерба от их незаконной деятельности.

Практическая реализация нововведений законодательства также приведет к трудностям и для владельцев автомобилей, и для компаний, занимающихся страхованием. Предположим, страховщики станут предлагать клиентам ремонт и восстановительные работы на тех СТО, с которыми у них заключены договора. В обязанности страховой компании входит направление автомобиля на ремонт в сервисы – официальные представительства, расположенные на расстоянии пятидесяти километров от места проживания владельца автомобиля.

Обеспечить выполнение данного условия является достаточно проблематичным на территории России. Учитывая всеобъемлющие просторы и протяженность государства, ближайшее СТО, которое является официальным дилером, как правило, находится не менее, чем на расстоянии нескольких километров.

Эти географические особенности не учтены в законодательном акте № 49-ФЗ, и это может повлечь за собой возникновение трудностей у страховых компаний и собственников транспортных средств.

Важно также обратить внимание на то, что проведение ремонта не у официальных представительств, вызывает проблему потери гарантии на автомобиль. Кроме того, даже если не принимать во внимание расстояние в северных регионах, осуществление ремонта при незначительных поломках транспортного средства у официального дилера вызывает сложности в организации этой процедуры.

Также важно учесть, что станции техобслуживания, которые не наделены официальным статусом, при проведении ремонта могут не обладать знаниями технологий производителя автомобиля, поэтому гарантировать качество обслуживания не смогут, особенно при осуществлении ремонта электроники.

Приоритет натурального возмещения по ОСАГО

Главная » ДТП » Возмещение ущерба от ДТП » Приоритет натурального возмещения по ОСАГО

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон от 28.03.2017 № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установил, что натуральное возмещение по ОСАГО приобретает приоритет перед выплатой денежных средств.

Законом определяется, в каких случаях потерпевший получает возмещение в виде денежной выплаты, кроме того, он содержит перечень требований, которым должны соответствовать станции технического обслуживания (СТО), где возможно осуществление ремонта автомобилей на основании заключенных со страховщиками договоров.

Закон о натуральном возмещении ОСАГО

Подписание законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», устанавливающего приоритет ремонтных работ по восстановлению автомобиля над выплатой страховки президентом и официальное опубликование его на сайте Правительства произошло 28.03.2017 г.

28.04.2017 г. он обрел законную силу. В соответствии с данным актом, с этого момента вместо оплаты в денежной форме автовладельцам чаще всего будет выдаваться лишь направление на автостанцию для проведения ремонтных работ.

Натуральное возмещение по ОСАГО имеет приоритет перед выплатой компенсации, если договор ОСАГО заключен начиная с 29.04.2017 г.

Как получить натуральное возмещение по ОСАГО?

Владельцу автотранспорта следует выбрать одну из тех станций технического обслуживания (СТО), которые находятся в договорных отношениях со страховой компанией.

Осуществить выбор СТО возможно как в тот момент, когда приобретается полис, так и на стадии, когда возникла необходимость возмещения убытков.

Список СТО, в котором указаны адреса, где они располагаются, перечислены марки и года выпуска автомобилей, которые они обслуживают, страховщик должен публиковать на своем сайте и регулярно обновлять.

Разница между натуральным возмещением и выплатой денег заключается в том, что в расчет не берется, насколько изношены детали и механизмы, кроме того, запрещена установка уже использовавшихся автозапчастей, или же таких, которые были восстановлены.

Возможен ли самостоятельный выбор СТО если происходит натуральное возмещение ОСАГО?

Чтобы воспользоваться для ремонта пострадавшей машины услугами СТО, не заключавшей договор со страховщиком, необходимо заручиться его согласием в письменной форме.

Заявление о возмещении страховки должно содержать полное название СТО, которую выбрал автовладелец, данные о ее местонахождении и платежных реквизитах для того, чтобы страховщик мог оплатить проведенные восстановительные работы.

Требования к ремонту при натуральном возмещении ОСАГО

[3]

  • Максимальным сроком для проведения ремонтных работ является месяц с даты доставки владельцем автомобиля на СТО;
  • Расстояние между СТО и местом ДТП или местом проживания пострадавшего (на его усмотрение) не должно превышать 50 км;
  • Ремонтные работы в отношении новых автомашин (возраст не превышает 2 года) обязательно производить на СТО официальных дилеров, которые занимаются осуществлением гарантийного сервисного обслуживания;
  • Гарантийные сроки на восстановительный ремонт автомобиля не могут быть менее полугода, а на работу по ремонту кузова и работу, при которой применяются лакокрасочные материалы – менее года.
Читайте так же:  Как выглядит договор купли-продажи поддержанного автомобиля

Как получить компенсацию, если виновник ДТП не вписан в страховку?

Как возместить ущерб по ОСАГО при ДТП, читайте тут.

Как действовать в случае ДТП?

Когда при аварии повреждены только две автомашины и каждый владелец имеет действующий полис ОСАГО, с заявлением о выплате страховки следует обращаться к своему страховщику.

Если причинен вред жизни или здоровью какого-либо участника ДТП, заявление нужно подать страховщику, который находится в договорных отношениях с виновником аварии.

Срок передачи заполненных извещений о ДТП своим страховщикам для участников ДТП составляет пять суток.

Заявление о страховом возмещении должно быть рассмотрено в течение 20 суток.

Если не соблюдены сроки, в которые потерпевший должен получить направление на ремонтные работы, страховая компания должна будет выплатить неустойку, составляющую 1 % от страховой выплаты за каждые просроченные сутки.

Если страховщик нарушил сроки проведения работ по восстановлению машины, с него будет взыскана неустойка, в размере полпроцента от суммы страховой выплаты.

Приоритет натурального возмещения по ОСАГО, если автомобиль старый

Наибольший вред страховщикам наносит то парадоксальное обстоятельство, что законодательство предусматривает право на гарантийный ремонт для всех владельцев пострадавших в ДТП автомобилей, не исключая изношенные машины, чье состояние является очень плохим.

Таким образом, страховые компании несут гарантийные обязательства и перед теми автовладельцами, чья машина вышла из строя после ремонта на СТО из-за влияния абсолютно других факторов, к примеру, из-за сильного износа, или от того, что кузов находился в плохом состоянии и т. п.

Осложнения вызывает и тот факт, что предусмотрена обязанность устанавливать новые запчасти на все автомашины, в отношении которых осуществляются ремонтные работы, при этом старые машины, чье состояние является практически аварийным, не являются исключением.

Ответственными за то, насколько качественно проведены ремонтно-восстановительные работы будут не станции техобслуживания, а страховые компании, что будет способствовать возникновению весьма значительного убытка, если ремонт будет проведен некачественно.

Вследствие этого организовывать ремонтно-восстановительные работы страховщикам придется в сугубо индивидуальном порядке, что приведет к серьезным осложнениям при осуществлении ими их непосредственных функций.

Кроме того, при неизменности цен на ОСАГО возникнут сложности с обеспечением новыми запчастями. Так как на страховые компании возлагается обязанность по обеспечению автомобиля новыми комплектующими, они будут вынуждены идти на значительные затраты денежных средств. Существует вероятность, что большая часть страховщиков предпочтет не прибегать к ОСАГО.

Из этого следует, что реализация положений Закона № 49-ФЗ может вызвать множество сложностей и разногласий, что, несомненно, повлияет в худшую сторону и на положение автовладельцев, и на позиции страховщиков.

Единственный способ, который поможет предотвратить серьезные отрицательные последствия, перечисленные выше, это продолжать усовершенствование взаимодействия между страховщиками, официальными дилерами, СТО, при этом аспекты данного взаимодействия должны обрести юридическое обоснование.

Можно ли получить возмещение по ОСАГО деньгами

Получить страховку в виде денежных средств можно при наличии следующих обстоятельств:

[3]

  • Если наступила смерть пострадавшего;
  • У пострадавшего имеются травмы, вследствие которых его здоровью нанесен тяжкий вред или вред средней тяжести (когда подавая заявление с требованием возместить вред он избрал такую форму компенсации);
  • Если пострадавший имеет инвалидность и если автомашина приобретена им по показаниям врачей (когда он указывает такую форму компенсации);
  • Автомашина не может быть восстановлена;
  • Восстановительный ремонт будет стоить более 400 000 рублей (50 т. р. если ДТП оформляется в соответствии с европротоколом) и от потерпевшего получен отказ от доплаты за восстановление на СТО;
  • Ответственность за причинение вреда распространяется на всех участников ДТП («обоюдка»), а потерпевший отказывается от доплаты за ремонтные работы;
  • При ДТП пострадало лишь имущество, которое не является автотранспортом;
  • От потерпевшего получен отказ от восстановления на СТО, не соответствующей требованиям к организации восстановительных работ;
  • Со стороны страховой компании владельцу машины не предоставлено возможности проведения восстановительных работ на СТО, указанной, когда заключался договор ОСАГО;
  • Страховщик и автовладелец заключили письменное соглашение.

Натуральное возмещение по ОСАГО

Натуральное возмещение в ОСАГО – мера не популярная, но необходимая для борьбы с мошенниками в сфере автострахования.

Поправки, устанавливающие приоритет натурального возмещения уже вступили в силу 28 апреля этого года, однако до сих пор вопросов у владельцев авто больше, чем ответов на них.

Пояснения РСА по поводу порядка натурального возмещения по ОСАГО

Первое, что стоит понимать, это то, что начиная с 28 апреля поврежденный автомобиль будут направлять на восстановительный ремонт, а вот получить страховую компенсацию будет практически невозможно. Процедура отправки на ремонт – совсем не новшество для системы автострахования.

Она давно действует в КАСКО, где автовладельцы получают на руки отремонтированный автомобиль, а не деньги. При этом, по словам руководителя РСА, подобная практика позволила избавить владельцев авто от процедур, связанных с получением денег и поиска места для осуществления ремонтных работ.

Приоритет на восстановление авто будет действовать только для тех автовладельцев, которые заключат договора после 28 апреля. Те владельцы, которые приобрели полис до этой даты могут рассчитывать на ремонт, но только при достижении соглашения со страховой компанией.

Заниматься поисками станций техобслуживания не придется, так как сразу при написании заявления на получение страхового возмещения, Вам будет предложен список сотрудничающих со страховой СТО. В списке могут быть лишь те станции, которые соответствуют требованиям Закона. Задача страховщика – соблюсти требования восстановительного ремонта.

Читайте так же:  Пенсионный возраст для военных в россии

Стоит также иметь в виду, что Законом установлено максимальное расстояние до станции. Составляет оно 50 км, а исчисляться может как от места ДТП, так и от места Вашего жительства. Право выбора всегда за Вами. Продолжительность восстановительного ремонта не может превышать 1 месяца. В противном случае Вы можете потребовать выплаты 0,5% от суммы возмещения за каждый просроченный день.

Гарантия на проведенные работы зависит от их вида: 1 год гарантии Вам дадут на кузовные работы, покраску и лишь 6 месяцев на все остальные ремонтные работы. Учитывайте, что авто, находящиеся на гарантии производителя, ремонтируются ТОЛЬКО в тех СТО, которые имеют право производить ремонт с сохранением гарантии.

Вы не сможете отказаться от осуществления ремонта Вашей машины, если страховщик обеспечивает выполнение всех условий, прописанных в Законе. Денежные выплаты будут производиться только при условии. Что страховая компания условия не обеспечивает. Часто отказ от ремонта – решение, невыгодное для самого автовладельца, так как при денежном возмещении будут учитывать износ.

Вы имеете право предложить свою станцию техобслуживания, но её придется согласовывать с представителями страховщика.

Обратить на перечень СТО необходимо уже при заключении договора ОСАГО. Если той СТО, которую Вы предпочитаете, нет в списке, стоит периодически уточнять информацию и при включении Вашей станции в реестр, внести соответствующие поправки в договор.

Когда могут отказать в натуральном возмещении по ОСАГО

Работы по восстановлению автомобиля не будут проводиться в случаях, когда:

[2]

— причинен тяжелый вред здоровью;

— восстановить автомобиль невозможно, так как он полностью уничтожен;

— стоимость ремонта превышает лимит выплат по ОСАГО.

Для некоторых категорий инвалидов приоритет на натуральное возмещение также не распространяется.

Сама процедура получения возмещения практически не изменена: после ДТП Вам необходимо обратиться в страховую компанию с заявлением на получение возмещения. В рамках прямого возмещения заявление подаётся в ту страховую, с которой у Вас заключен договор, в противном же случае обращаются в страховую компанию виновника ДТП. Далее представители компании производят осмотр авто, оформляют необходимые документы и Вы получаете направление на СТО.

Продолжительность ремонта при наличии необходимых запасных частей не превышает 7 дней, если автомобиль пострадал незначительно. Если же случай сложный, то срок может увеличиться до 2 недель.

Законом установлено, что для осуществления ремонта специалисты СТО могут использовать лишь новые детали. Это условие исключает из схемы авто с правым расположением руля и автовладельцев, проживающих в отдаленных регионах.

Результаты ремонта Вас не устраивают? Вы можете обратиться в страховую компанию с соответствующим заявлением. Сто, проводящая ремонт, в таком случае будет исключена из перечня страховой компании.

Принятый Закон – хороший инструмент для противодействия мошенникам, которые действуют на всей территории России, делая систему страхования убыточной для страховых компаний.

Создавался документ с целью исключения мошенников, заинтересованных в получении денег, из цепочки страховая компания – автовладелец. Однако внесенные поправки привели к тому, что восстановительный ремонт применим далеко не во всех случаях.

Эксперты считают, что натуральное возмещение в ОСАГО нарушает права страхователей

Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства подготовил проект отрицательного заключения на законопроект по внесению изменений в закон об ОСАГО с целью установления приоритета натурального возмещения ущерба в этом виде страхования. Согласно заключению, в нынешнем виде законопроект не может быть поддержан и нуждается в серьезной доработке. Это решение опирается на итоги экспертизы указанного законопроекта Минфином, сообщает АСН со ссылкой на текст проекта заключения.

В заключении Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства указывается, что натуральная форма возмещения ущерба (в виде ремонта пострадавшего транспортного средства) пре­дусмотрена для легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан, однако в отношении юридических лиц законопроект сохраняет право выбора способа возмещения.

«Из проекта и пояснительной записки неясно, по какой причине к юридическим и физичес­ким лицам, находящимся в одной и той же правовой ситуации (собственники поврежденных транспортных средств), применяются разные формы возмещения вреда», — говорится в проекте заключения Совета.

Установление в законопроекте закрытого перечня случаев, по которым возмещение возможно в денежной форме, члены Совета также сочли неоп­равданным нарушением прав потерпевшего на выбор предпочтительной для него формы возмещения ущерба. В нынешнем виде законопроект преду­сматривает, что возмещение деньгами возможно по письменному заявлению клиента с указанием причины выбора такой формы. При этом в документе не прописаны ответы на вопросы о том, в каком порядке должны рассматриваться подобные заявления и каким образом будут разрешаться разногласия в случае, если согласие между клиентом и страховщиком по данному вопросу не будет достигнуто.

«Этот пробел создает неопределенность в правовом положении потерпевших и может привести к появлению новой категории споров в сфере ­ОСАГО — о выборе формы возмещения», — указали эксперты в проекте заключения.

[1]

Хотя в действующей ныне редакции законодательства об ­ОСАГО существует отсылка к требованиям по организации ремонта, которые должны быть обозначены в Правилах обязательного страхования и определять сроки ремонта, критерии его доступности с учетом возможности самостоятельного движения транспортного средства и условий сохранения гарантийных обязательств предприятия-изготовителя, по факту в актуальной редакции Правил обязательного страхования такие требования не прописаны. Законопроект по внесению поправок в закон об ­ОСАГО также не предусматривает внесение изменений в эти Правила.

«Следовательно, в настоящий момент не известны ни сроки разработки требований к ремонту, указанных в проекте, ни ключевые параметры такого ремонта», — отмечается в подготовленном членами Совета документе.

Еще один сомнительный момент продвигаемого страховым лобби законопроекта — отсутствие четкого понимания того, как будут строиться отношения между потерпевшим и станцией технического обслуживания. Законопроект не содержит ответа на вопрос о том, какими методами потерпевший будет защищать свои права при ненадлежащем исполнении станцией технического обслуживании своих обязанностей по ремонту.

Накануне отрицательное заключение на рассматриваемый законопроект подготовило Мин­экономразвития. В заключении министерства отмечается, что в ходе публичных консультаций по законопроекту, которое проходило с 19 сентяб­ря по 14 октября 2016 г., было получено 1885 отзывов, в большей своей части отрицательных. После этого в январе 2017 г. Минэкономразвития провело публичные консультации с представителями профессионального сообщества и получило отзывы от Российского союза автостраховщиков и «Ингосстраха», которые были учтены в заключении. РСА не представил предложений или замечаний, зато эксперты «Ингосстраха» указали на ряд спорных моментов в законопроекте, в том числе риск того, что всех участников рынка ­ОСАГО обяжут перестраховывать часть риска в НПК, а также на необоснованность того, что предельные значения базовых тарифных ставок могут применяться лишь в отношении физических лиц.

Читайте так же:  Плюсы и минусы системы денежных переводов «золотая корона»

В подготовленном заключении Минэкономразвития указывает, что в случае натурального возмещения автовладельцы останутся в своем праве обращаться с иском к страховщику в суд в случае, если восстановительный ремонт будет ненадлежащего качества. При удовлетворении подобных исков судом страховщик должен будет возмес­тить ущерб или провести ­повторный ремонт автомобиля, однако в сводном отчете не приводится оценка финансовых последствий в этой части. В связи с этим Минэкономразвития сочло необходимым провести оценку расходов страховых компаний на платежи, не связанные со страховыми выплатами в настоящее время, и сравнить ее с возможными расходами страховщиков на аналогичные выплаты в случае принятия законопроекта.

Кроме того, необходимость заключения страховщиками договоров со станциями технического обслуживания сократит количество СТО, где будет разрешено проведение восстановительного ремонта. Это, в свою очередь, со значительной вероятностью поднимет стоимость нормо-часа и восстановительного ремонта в целом, что может привести к росту страховых выплат, отмечается в подготовленном минис­терством заключении. Имеется у Минэкономразвития и ряд других замечаний. В целом, по его мнению, в законопроекте оказались выявлены положения, «которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации».

Введение приоритета натурального возмещения в ­ОСАГО над денежным активно лоббируется Российским союзом страховщиков и Центробанком с целью борьбы с так называемыми автоюристами, которых РСА считает организованными и юридически подкованными мошенниками.

Заработал приоритет натурального возмещения по ОСАГО

По договорам, заключённым до 28 апреля 2017 года, клиенты тоже могут получить натуральное возмещение ущерба, но лишь со своего согласия. В противном случае страховой компании придётся заплатить деньги. А вот начиная с этой даты — всё сложнее.

Завтра, 28 апреля, вступают в силу поправки в закон об ОСАГО. Согласно им, при возмещении ущерба от ДТП приоритет будет отдаваться натуральной форме (то есть ремонту), а не денежной выплате. В этой связи президент РСА Игорь Юргенс разъяснил условия, при которых производится ремонт. Так, при заключении договора ОСАГО либо уже при приёме заявления о возмещении страховщик обязан предоставить клиенту список станций техобслуживания, с которыми у него заключены соглашения. А если автомобиль не старше двух лет и на гарантии, то это должен быть дилерский сервисный центр, имеющий право на проведение ремонта с сохранением этой самой гарантии.

Владелец автомобиля вправе предложить другую СТО на свой вкус, но в этом случае уже страховая компания может согласиться либо не согласиться с его выбором. Кроме того, пока действует договор, в него можно вносить изменения, а именно — позднее вписать новую СТО, естественно, при согласии сторон.

Следующее обязательное условие — расстояние. От места аварии (либо от места жительства автовладельца, на его выбор) до СТО должно быть не более 50 км. Ограничен и срок ремонта — не более 30 дней (без учёта нерабочих и праздничных). За каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Тут, правда, есть тонкость: отсчёт идёт с момента выдачи направления на ремонт, а его страховая компания обязана дать не позже 20 дней с момента обращения.

И ещё есть дополнительные пять дней, которые закон выделяет на транспортировку повреждённой машины к месту ремонта, напоминает Сергей Кузин, руководитель «Центра помощи автомобилистам» из Нижнего Новгорода. В общем, можно надолго остаться без автомобиля. Правда, как уверяет Юргенс, даже в сложных случаях СТО обычно справляются дней за 15, а в простых — за три.

Закон обязывает при восстановительном ремонте использовать только новые запчасти. Что касается качества работ, то, по мнению руководителя РСА, сервисным центрам выгодно «держать планку», иначе страховые компании просто будут расторгать с ними договоры. Гарантийный срок на ремонт составляет шесть месяцев и один год на кузовные и лакокрасочные работы.

Если все эти условия страховая компания выполнить не может, например, из-за отсутствия запчастей не получается уложиться в максимальный срок, то автовладелец имеет право потребовать от страховщика денежного возмещения ущерба либо всё равно подождать ремонта. Если условия выполнены, то выбора у страхователя нет: только ремонт. Ещё есть несколько ситуаций, когда правило приоритета натурального возмещения не работает. Это причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожение автомобиля или превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты по ОСАГО (400 000 рублей). Компенсации в денежной форме имеют право потребовать и некоторые категории инвалидов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев на пресс-конференции в «Российской газете» заявил, что только 30% автомобилистов на первых порах смогут воспользоваться натуральной формой возмещения убытков. Это оценка РСА — и то оптимистичная. Просто очень сложно выполнить все требования закона при такой форме компенсации. В переговорах с РСА техцентры уже начали выдвигать свои требования. Например, мало кто возьмётся за проржавевшую машину старше пяти−семи лет, с учётом гарантийных обязательств по кузовному ремонту. А раз никто не возьмётся, то страховщику придётся «по старинке» выплатить потерпевшему деньги. В любом случае внедрение новации пойдёт плавно, и будет время отшлифовать спорные и неоднозначные моменты, считают в руководстве Союза автостраховщиков.

Приоритет натурального возмещения по осаго
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here