Принципы пенсионного обеспечения судей

Описание страницы: принципы пенсионного обеспечения судей - 2021 от профессионалов для людей.

Пенсионное обеспечение судей: судейский стаж, виды пенсий

Пенсионное обеспечение судей в России закреплено рядом нормативно-правовых актов, указывающих на особое положение данных представителей закона. Предоставление права выбора определенного вида довольствия является существенным преимуществом в деятельности судейских работников.

Виды пенсионного обеспечения

Пенсии судей устанавливаются согласно виду пенсионного обеспечения. Согласно законодательству РФ, выбор может быть определен в пользу:

  • страховой пенсии (за выслугу лет);
  • пожизненного содержания.

При каких условиях назначается пенсия у судей разберем более детально.

Скачайте, чтобы не потерять! ФЗ «О статусе судей в РФ» ЗДЕСЬ.

Страховая пенсия на общих основаниях (за выслугу лет)

Пенсия за выслугу лет судьям назначается при условии выхода работника на пенсию ранее наступления пенсионного возраста. Стаж при этом составляет менее 20 лет работы в судебной системе, а последующая трудовая деятельность блюстителя закона в отставке не предполагает юридической направленности.

При определении выслуги лет, во внимание принимаются следующие показатели:

  • срочная служба в рядах вооруженных сил;
  • период обучения в высших учебных заведениях;
  • отпуск по уходу за ребенком;
  • трудовая деятельность в органах исполнительной власти (МВД, МО, ГГС).

При условиях, исключающих возможность начисления пожизненного содержания, бывшие судейские работники могут рассчитывать на страховую пенсию. Размер выплат по старости бывшим представителям судебной системы определяется на общих основаниях и зависит от стажа и накопленных пенсионных баллов.

Срок выхода на пенсию составляет 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин). Оформляется на общих основаниях в ПФР.

Пожизненное содержание

Пожизненное содержание судей, ушедших в отставку, назначается при условии наличия стажа более 20 лет. Законодательство допускает принимать во внимание не только судейский стаж, но и периоды трудовой деятельности на других должностях юридической направленности. То есть, совокупность 10-ти лет работы на судейской должности и не менее 15-ти лет на других должностях в области юриспруденции позволяет блюстителю закона претендовать на пожизненное содержание.

Право определения пожизненного содержания аннулируется при следующих обстоятельствах:

  • отзыв работника с занимаемой должности;
  • привлечение к ответственности (уголовной, гражданско-правовой);
  • получение гражданства иного государства.

Порядок выплат пожизненного содержания отражен на картинке:

Вопрос о том, во сколько лет судьям уходить на пенсию? – рассматривался на протяжении последних лет. В итоге, срок выхода работников судебной системы на пенсионное обеспечение выглядит следующим образом:

  • при наличии 20 лет судейского стажа – 55 (для мужчин) и 50 лет (для женщин);
  • при наличии 25 лет общего юридического стажа (из них 10 лет судейского) – 60 (для мужчин) и 55 лет (для женщин);
  • при наличии 10 лет судейского стажа – 55 (для мужчин) и 50 лет (женщин).

Предельный возраст выхода блюстителей закона на пенсию – 70 лет.

Работники судебной системы могут получать только один вид пенсионных выплат. Продолжать трудовую деятельность и находиться на пожизненном содержании не представляется возможным (независимо от возраста).

Посмотрите видео об особенностях профессии «Судья»:

Определение размера ППС

Согласно ФЗ «О статусе судей», размер пенсии ППС определяется исходя из величины должностного оклада и выслуги лет представителей судебной системы. При соблюдении установленных норм законодательства, представители системы могут претендовать на пожизненное пенсионное обеспечение в определенном размере.

[1]

Величина пожизненного обеспечения зависит от трудовой деятельности судейских работников в судах определенной компетенции:

  1. Конституционного суда. При условии наличия судейской выслуги не менее 15 лет, ежемесячные пенсионные выплаты составят 80% от установленного должностного оклада.
  2. Судов общей юрисдикции субъектов РФ (Федеральные судьи). При условии наличия судейской выслуги не менее 20 лет, размер ежемесячного ППС составит 72-80% от должностного оклада.
  3. Городских и районных судов общей юрисдикции. При выслуге не менее 20 лет в должности судьи, размер ежемесячногосодержания составит 67-70% от оклада.
  4. Военных судов. При судейской выслуге не менее 15 лет, размер ежемесячного ППС составит 85-100% от оклада.
  5. Гарнизонных судов. При выслуге в должности судьи не менее 20 лет, размер содержания составит 72-77% от оклада.
  6. Арбитражных судов. Для арбитров судейский стаж для назначения пенсионногосодержания составляет 20 лет, а размер ППС – 82-90% от оклада.
  7. Мировые судьи. При выслуге в должности не менее 20 лет, пенсия мирового судьисоставит 60-64% от оклада.
Размер пожизненного пенсионного обеспечения судей в РФ
Стаж % от оклада
Конституционного суда 15 80
Субъектов РФ (Федеральные судьи) 20 72-80
Городских и районных судов 20 67-70
Военных судов 15 85-100
Гарнизонных судов 20 72-77
Арбитражных судов 20 82-90
Мировые судьи 20 60-64

Кроме указанных процентных соотношений, судейским работникам дополнительно начисляется 1% от оклада за каждый дополнительный год трудовой деятельности (превышающий установленный порог выслуги).

Оформление ППС

Для оформления пожизненного обеспечения, в Судебный Департамент предоставляются:

  • паспорт (удостоверение личное);
  • заявление на оформление пенсионного содержания. Образец заявления скачивайте ЗДЕСЬ;
  • трудовая книжка;
  • документы, подтверждающие звания и классность, квалификацию;
  • в случае уже назначенной страховой пенсии – документ о подтверждении производимых пенсионных выплат;
  • СНИЛС.

[3]

Предоставленные документы рассматриваются в течение 15 дней, по истечение которых принимается решение о назначении ППС, либо указываются факты, препятствующие назначению.

Другие виды пенсионных выплат для судей

Пожизненное обеспечение и пенсия по выслуге лет – не единственные направления пенсионного обеспечения судейства. Какая пенсия для судей России будет определена, зависит от определенных условий.

Виды дополнительных пенсионных выплат:

  1. В связи с болезнью. Для оформления данного вида пенсии, кроме установленного пакета документов, необходимо предоставить заключение медицинской комиссии, свидетельствующее о невозможности продолжения трудовой деятельности.
  2. Досрочная пенсия судей. В случае пребывания на судейских должностях в местностях Крайнего Севера, блюстителям закона предоставляется возможности выйти на отдых при наличии стажа сроком 15 лет. Для начисления данного вида пенсионного обеспечения, к пакету документов прилагается бумага, свидетельствующая о ведении судебной деятельности на территории Крайнего Севера.
Читайте так же:  Есть ли возможность оспорить приговор, вынесенный мировым судом

За что судьи получают такие зарплаты и пенсии? Посмотрите видео о льготах и выплатах судьям:

Принципы пенсионного обеспечения судей

Среди государственных служащих — судьи, вне всякого сомнения, стоят особняком. Эта категория граждан выделяется всем, начиная с совершенно уникального социального статуса и заканчивая широчайшим спектром трудовых обязанностей и прав.

[3]

Казалось бы и пенсия судьям должна назначаться по своим особенным правилам. Но нет — по закону служители Фемиды могут претендовать только на самую обычную, страховую пенсию. В чем подвох и какая на самом деле пенсия у судьи — разбираемся сегодня.

Страховая, за выслугу или пожизненное содержание?

Бывший судья, ныне оказавшийся в отставке или ушедший с должности в определенный момент времени, имеет несколько опций пенсионного обеспечения по старости. Он может:

  • получать страховую пенсию на тех же основаниях, что и остальные россияне, согласно ФЗ №400 от 28.12.13 г. и ФЗ №126 от 04.06.11 г.;
  • получать госпенсию по выслуге согласно Закону РФ №4468-I от 12.02.93 г. и п.1.1 Постановления Правительства РФ №941 от 22.09.93 г.;
  • получать пожизненное содержание (далее по тексту — ПСС) согласно Закону РФ №3132-I от 26.06.92 г. и Инструкции Председателя ВС РФ от 17.08.98 г.

Назначение того или иного вида пенсии судье зависит от ряда обстоятельств предшествовавших отставке или увольнению его с работы.

Вариант первый: гражданин работал судьей непродолжительное время (менее 10 лет), затем ушел в отставку и продолжил трудовую деятельность в сфере, не связанной с юриспруденцией, до тех пор, пока не достиг пенсионного возраста.

Маленький стаж судейства не позволит такому работнику претендовать на получение ПСС, поэтому ему будет оформлена страховая пенсия по возрасту в соответствие с законодательством РФ. Годы, которые гражданин работал судьей и соответственно не производил страховых отчислений, будут засчитаны в стаж согласно статьям 1 и 2 ФЗ №126 от 04.06.11 г.

Вариант второй: судья в отставке уходит на пенсию из органов внутренних дел и при этом имеет необходимую минимальную выслугу лет, позволяющую получать государственную пенсию по выслуге. С 01.01.12 г. период судейства будет засчитан ему в выслугу наряду со службой в армии, учебой в высших и средних профессиональных учебных заведениях, а также непосредственной службой в органах МВД России, ГПС и пр. госведомствах.

И первый и второй варианты пенсионного обеспечения работают для тех судей, которые находились на должности судьи непродолжительное время или еще не достигли возраста, когда им может быть назначено ПСС.

Что же такое ПСС?

ПСС — это именно то, что мы привыкли понимать под пенсией судьи в РФ. Получать ее могут отставные судьи, судьи, ставшие арбитрами, перешедшие на работу в госорганизации и имеющие:

  • стаж судейства равный двадцати годам;
  • стаж судейства меньше двадцати лет, но достигшие минимального возраста — пятьдесят лет для судей женского пола и пятьдесят пять лет для судей мужского пола;
  • стаж судейства не менее десяти лет, совокупный юридический стаж = 25 годам и достигшие пенсионного возраста (60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно);

Для назначения ПСС подсчитываются годы работы:

  • в российских судах всех категорий в качестве судей или арбитров;
  • в аппаратах судов РФ на иных должностях, а также в аппаратах и учреждениях Минюста;
  • адвокатом, следователем, помощником, заместителем или непосредственно прокурором, а также на иной должности, где юр.образование является необходимым.

Сколько получают судьи на пенсии?

Как и в случае с гос.пенсиями, итоговый размер ПСС судьи высчитывается на основании получаемого им денежного довольствия и продолжительности судейства (п.5 ст.15 ФЗ № 3132-I):

  • 4/5 от заработной платы — для отработавших полных двадцать лет или не меньше десяти лет при наличии двадцати пяти лет иного юридического стажа.
  • для отработавших меньше двадцати лет и по достижении предельного возраста — пропорционально стажу судейства;
  • 4/5 от зарплаты +1% за каждый дополнительный год работы — для отработавших больше двадцати лет.

Обратите внимание: ПСС нельзя получать одновременно с какой-либо пенсией, кроме госпенсии для инвалидов, назначенной в следствие полученной при исполнении травмы. Само собой работать и одновременно получать ПСС судьи не могут.

Однако в период до выхода в отставку судьям, которым уже может быть назначено ПСС, выплачивается прибавка к зарплате в размере 50% от соответствующих сумм ПСС (ст. 3 ФЗ №6 от 10.01.96 г.). Также работающий судья может получать пенсию, которая назначена ему по какому-либо другому основанию (выслуге, достижении пенсионного возраста, инвалидности и пр.).

Порядок назначения ПСС

Судьи на пенсии, бывшие судьи (ушедшие с должности в 2015 году и ранее), а также действующие судьи, только собирающиеся в отставку, если они желают получать ПСС, должны прежде всего обратиться в компетентный орган по месту трудоустройства, а если это не возможно, то в один из Судебных департаментов, ВАС иkи Военную коллегию при ВС РФ (для военных).

Для присвоения ПСС прилагаются следующие документы:

  • заявление о назначении ПСС;
  • удостоверение личности;
  • трудовая книжка, квалификационное решение об отставке и прочие бумаги, удостоверяющие стаж работы судьей, а при необходимости и юридический стаж;
  • документы о присвоенных званиях, классах, степенях;
  • справка из СОБЕСа о размере назначенной пенсии (для бывших судей на пенсии);

Комиссия рассматривается заявление о назначении ПСС в течение 15 дней, после чего выносится решение. При положительном решении ПСС назначается со следующего месяца. Если федеральный судья ранее получал пенсию, ПСС назначается после того, как судья прекращает получать пенсию (для этого необходимо написать заявление в ПФР или иной пенсионный орган, который производит выплату пенсии).

Особенности пенсионного обеспечения судей

В Российской Федерации законодательством установлена серьезная система требований при назначении судьи, будь то федеральный или мировой. Эта должность обладает специальным социальным и правовым статусом, имеет высокий авторитет и признание среди общественных масс. Им даруется широкий перечень государственных прав и социальных гарантий, включая независимость и неприкосновенность. Особенности и специфика не могли не найти свое отражение в вопросе пенсионного обеспечения данной категории граждан.
О том, какая пенсия ждет представителей системы правосудия после ухода в отставку и каков порядок ее начисления, расскажет данная статья.

Читайте так же:  Что делать, если у виновника дтп нет денег

Закон о пенсионном обеспечении судей — основные положения

Правовое регулирование пенсионного обеспечения судей контролируется преимущественно нормами Закона от 1992 г. № 3231. Для удобства в обращении к источнику можно искать по главам нужную правовую норму. Порядок и условия начисления пенсионных выплат прописывает ст. 15.
Правовая природа пенсионного обеспечения у судей складывается так, что при уходе в отставку перед ними стоит выбор: оформить трудовую пенсию на общих для всех правилах или пребывать на пожизненном содержании. По данным практики, мало кто выбор делает в пользу первого, имея право на второе.

Регулярность выплат при всех случаях одинакова – они ежемесячные, различны лишь основания приобретения и размер начисляемых государством денежных средств. Кроме этого, после ухода из судебной системы и трудоустройства на госслужбу, у гражданина появляется возможность получить пенсию на льготных правилах, так как стаж работы в судах включается при начислении в общий.

Какая пенсия у судей в отставке?

Пенсия судей в отставке напрямую зависит от количества отработанных в судебной системе лет. Пенсионное обеспечение судей в отставке производится в соответствии со следующими, определенными законом правилами:

  • Если служащий осуществлял свою трудовую деятельность более 20 лет, то он может рассчитывать на пенсию в виде 4/5 от крайнего заработка плюс один процент за отработанный сверху каждый год;
  • Если же стаж меньше 20, а возраст выхода на заслуженный отдых уже достигнут, то расчет пенсии осуществляется, ориентируясь на пропорционально отработанные годы. Для женщин этот возраст определяется в 50, а для представителей мужского рода – 55.

В вопросе материального обеспечения после отставки судьи при расчете во внимание принимается юридический стаж. Это труд в адвокатских конторах, прокуратуре, следственных органах, а также просто работа юристом.

Пенсионное обеспечение военных судей

Вопрос назначения пенсии военным представителям правосудия освещает федеральное законодательство от 1999 г. № 1. Согласно его положениям им также предоставляется выбор: получать выплату на общих правилах или рассчитывать на пожизненное содержание. Содержание пожизненное, дарованное государством, производится по общим для судебных должностей основаниям: размер, возраст – все критерии аналогичные. Для представителей подобного рода службы определяющим исчисление пенсионных выплат стажем будет являться срок трудовой активности равным минимум 15 годам.

Пожизненное пенсионное обеспечение судей

Для приобретения данной льготы бывший служитель судебных инстанций подает в судебный департамент соответствующие документы:

  • Заявление;
  • Паспорт;
  • Трудовую книжку;
  • Бумаги, свидетельствующие об имеющихся регалиях.

В течение 15 дней вопрос решается, при положительном результате содержание назначается с начала следующего месяца. Сделав выбор в пользу специальной профессиональной льготы, гражданин не имеет права воспользоваться уже выплатами, носящими общий характер для всех.

Пенсионное обеспечение судей по инвалидности

Инвалидность – это редкий страховой случай, при котором пострадавший наиболее нуждается в льготах и компенсациях со стороны законодателя. По общему правилу, служащий не может получать трудовую выплату и содержание вместе, одновременно. Но при инвалидности такое возможно и зачастую действует на практике, т.е. одновременно начисляется и пожизненное обеспечение и выплата в связи с инвалидностью. Начисление соответствующих выплат будет иметь место только после предоставления медицинского свидетельства, подтверждающего факт инвалидности.

Пенсионное обеспечение судей Конституционного суда РФ

Вопрос в отношении служителей Конституционного суда регулирует Постановление от 1995 г. № 425. Принцип пенсионного обеспечения данной категории тот же: устанавливаются аналогичные сроки, те же основания к приобретению права на пенсию. Имеется особенность – минимальное количество лет, отработанных в Конституционном суде, не должно быть меньше 15 для назначения ежемесячной выплаты. Размер соответствующего денежного пособия будет рассчитан согласно стандартной схеме.

Таким образом, представители судебной системы и после ухода в отставку находятся под высокой защитой государства. Закон предусматривает особые условия поддержки пенсионеров, посвятивших большую часть жизни правосудию.

Чтобы отправить сотрудника в командировку, необходимо предоставить специальные документы. С 2017 года процедура отправки сотрудника…

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Сама процедура оформления совместителей имеет несколько особенностей. Например, такая работа реализуется лишь в то время,…

Не только поощрения могут заработать работники, но и за свои проступки могут понести наказание. Муниципальных…

Право на пенсионное обеспечение имеет каждый гражданин Российской Федерации. Работодатели ежемесячно перечисляют средства в Пенсионный…

Равноправие между полами в работе имеет свои границы. Женский организм не способен подвергаться нагрузкам мужского…

Работа подростков имеет ряд специфических особенностей, соблюдение которых является прямой обязанностью работодателя. В данном случае,…

Заключение

Пенсионное обеспечение является основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 января 2003 г. N 22-О отметил, что Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на социальное обеспечение, решение вопросов, касающихся правовых оснований назначения государственных, в том числе трудовых, пенсий (включая возможность выбора того или иного вида пенсии) и порядка их исчисления относит к компетенции законодателя.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. При этом, имеются ввиду как закрепленные в Конституции, так и другие права и свободы. Умаление права на получение социального обеспечения, установленного ранее действующим законодательством, в данном случае, осуществлено не прямо, путем отрицания его признания и защиты, а путем принижения его значения, необоснованного снижения объема, действия по кругу лиц, во времени и пространстве, сокращения гарантий его обеспечения и защиты. В равной мере, положения ст. 55 Конституции РФ, распространяются и на подзаконные нормативные акты. Более того, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом гражданина объем ранее предоставленных ему социальных гарантий.

Читайте так же:  Льготы для педагогических работников порядок предоставления

Для решения вопросов, поставленных во введении то есть исследование пенсионного обеспечения судей, можно предложить следующее: характеристика пенсионного обеспечения судей; исследование основных факторов, определяющие право на назначение ежемесячного пенсионного обеспечения; рассмотрение порядка выплаты ежемесячного содержания судей.

Работать судьями нередко идут ради пенсии. Но, как выяснял сегодня Конституционный суд РФ в ряде случаев пенсия может оказаться ниже, чем у других граждан. Проблема в том, что с судейской зарплаты нет отчислений в Пенсионный фонд РФ. Это значит, что при недостаточности судейского стажа для назначения «полноценной» пенсии размер выплат будет рассчитываться без учета периода работы в суде.

Следует согласиться с мнением Высшего Арбитражного Суда РФ, который представил на своем сайте пакет законопроектов, касающихся пенсионного обеспечения судей. Концепция этих документов одобрена постановлением Президиума Совета судей РФ от 21 мая 2012 года. Законопроектами предлагается, что гражданам РФ, осуществлявшим полномочия судьи в период, в течение которого на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, но не ранее чем с 1 января 2002 г., и не имеющим права на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемое за счет средств федерального бюджета, устанавливается трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, определенных ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с преобразованием пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал. Пребывающие в отставке судьи при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, должны получить право на одновременное получение ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренного Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Устранено неравенство в пенсионном обеспечении членов семьи судьи, умершего не в связи со служебной деятельностью.

Поправки касаются пенсионного обеспечения членов семьи судьи (в том числе в отставке) в случае его гибели (смерти).

Речь идет о нетрудоспособных членах семьи, которые находились на иждивении судьи. Им положено ежемесячное обеспечение, если гибель (смерть) судьи была связана с его служебной деятельностью. В противном случае ранее они могли претендовать лишь на пенсию по случаю потери кормильца.

Конституционный Суд РФ (постановление от 19 ноября 2012 г. N 27-П) признал такое положение вещей не соответствующим Конституции РФ.

Действующее законодательство не обеспечивало надлежащую соцзащиту указанным членам семьи, если судья умер (погиб) по причинам, не связанным со служебной деятельностью. Им не было гарантировано пенсионное обеспечение в размере, который соотносился бы с утраченным доходом семьи в виде зарплаты (пожизненного содержания) судьи. Более того, указанные лица были поставлены в худшее положение, нежели члены семьи иного умершего кормильца (не судьи). Дело в том, что пенсия по случаю потери кормильца напрямую зависит от взносов в ПФР, которые уплачивались за него в период работы (иной деятельности). Между тем на зарплату судей взносы не начисляются. В случае смерти судьи размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определялся безотносительно к его зарплате (т. е. устанавливался в минимальной базовой величине).

Поправки исправляют это неравенство. Согласно им указанным членам семьи выплачивается по их выбору либо трудовая пенсия по случаю потери кормильца, либо часть ежемесячного пожизненного содержания судьи-кормильца. Размер последней зависит от количества иждивенцев: при наличии одного — 40%; двух и более — из 100% ежемесячного пожизненного содержания вычитается доля, приходящаяся на самого судью, и полученное делится на всех иждивенцев поровну. При этом размер ежемесячного пожизненного содержания работавшего судьи исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных им в этом качестве, независимо от его возраста на день гибели (смерти).

Вопрос о связи гибели (смерти) судьи с исполнением им служебных обязанностей решает соответствующая квалификационная коллегия судей.

Устанавливаются основания признания иждивенцев нетрудоспособными и условия прекращения выплат.

Кроме того, в отношении судей, умерших (погибших) не в связи со служебной деятельностью, предусмотрено преобразование их пенсионных прав, приобретенных за периоды работы, в которые они не подлежали обязательному пенсионному страхованию, в расчетный пенсионный капитал.

Это позволит устранить вышеописанное неравенство в уровне пенсионного обеспечения нетрудоспособных членов семьи умершего (погибшего) судьи.

Правовое регулирование пенсионного обеспечения судей Верховного Суда Российской Федерации

Дата публикации: 01.04.2016 2016-04-01

Статья просмотрена: 1950 раз

Библиографическое описание:

Нефедова Е. Д. Правовое регулирование пенсионного обеспечения судей Верховного Суда Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 86-89. — URL https://moluch.ru/archive/110/27482/ (дата обращения: 05.12.2019).

В статье акцентируется внимание на анализе теоретических и практических вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения судей Верховного Суда Российской Федерации. Подчеркивается низкая степень разработанности данного правового аспекта. Предлагается восполнить пробелы в праве путем принятия нового законопроекта «О ежемесячном пожизненном содержании судей Российской Федерации» и внесения изменений в ранее принятые нормативно-правовые акты.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, судебная система, судья, правовой статус, отставка, стаж.

Интерес исследования темы обусловлен тем, что пенсионное обеспечение в нашей стране служит одним из многих видов социального обеспечения. А непосредственно право на его реализацию относится к числу важнейших социальных прав, закрепленных как в Конституции Российской Федерации, так и другими нормативно правовыми актами. В условиях реформирования пенсионной системы РФ напрямую происходит нарушение данного права граждан, носит это явление гипермассовый характер, что вынуждает не только обычных граждан, но и такую категорию лиц, как судьи Верховного Суда Российской Федерации (далее ВС РФ), использовать все способы защиты для его восстановления [14].

Читайте так же:  Должен ли ип получать пособие по беременности и родам

Государственная защита признается самостоятельным и генерирующим правом, рассматриваемым в общей системе гарантий как «гарантия гарантий», которое призвано создать условия для реализации конституционного права судьи, включая и его право на пенсию [4, с. 49].

Одной из гарантий независимости судьи, в соответствие со ст. 9 Федерального Закона от 26.06.1992 N 3132–1 (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О статусе судей в Российской Федерации», является заслуженный уровень социального обеспечения судей, включая пенсионное обеспечение по возрасту [1, ст. 19].

С одной стороны, существует довольно много законов, затрагивающих вопросы социального обеспечения судей, но все же, думается, этого недостаточно для полного регулирования данного аспекта. Так как частые нарушения, допускаемые в процессе реализации прав судей ВС РФ на пенсионное обеспечение, обусловливаются совершенно различными факторами.

Стоит отметить правовой статус судей, связанный напрямую с осуществлением ими властно-публичной деятельности — отправлением правосудия, и это является решающим моментом в возникновении правоотношений по социальному обеспечению. Правовое закрепление элементов статуса судей — носителей судебной власти нашло себя в Конституции РФ [3, с. 152]. Большое значение в вопросах пенсионного обеспечения судей уделяется основаниям прекращения полномочий судьи, а также соблюдению требований, предъявляемых Законом о статусе судей к судьям, пребывающим в отставке.

Цель настоящего исследования заключается в анализе теоретических и практических вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения судей Российской Федерации, а также обосновании необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере. Для реализации данной цели, на наш взгляд, требуется: анализ и выявление основных элементов, составляющих правовой статус судьи как субъекта права социального обеспечения; установление правовой природы ежемесячного пожизненного содержания судьи и определение места ежемесячного пожизненного содержания судьи в системе иных пенсионных выплат и возникающих в связи с его назначением правоотношений, гарантируемых российским законодательством; установление связи между обладанием статусом судьи в отставке и исследование оснований, по которым судьи выходят на пенсию; подтверждение необходимости поправок и изменений в правовые акты РФ, регулирующие основы социально-правового статуса судьи, основания и порядок пенсионного обеспечения в целом, так и ежемесячного пожизненного содержания судей, в частности; необходимость принятия Федерального закона «О ежемесячном пожизненном содержании судей Российской Федерации», в целях улучшения и облегчения регулирования данного спорного аспекта [13, с. 5].

Федеральное законодательство устанавливает право на пенсионное обеспечение таким категориям судей ВС РФ как судье, отставка которого прекращена, и судье, пребывающему в отставке.

ФЗ «О статусе судей» закрепляет, что тому судье, который пребывает в отставке, выплачивается пенсия на общих основаниях. А вот, пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи [7, п. 5 ст. 15]. Что касается судей, у которых отставка прекращена, то они имеют право лишь на пенсионное обеспечение в рамках, определенных законодательством Российской Федерации [1, ст. 15].

Из-за данной ссылки возникает еще одна проблема.

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» устанавливает, что в базу для начисления страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, суммы денежного содержания и другие выплаты, которые получают федеральные и мировые судьи — не включаются [6, ст. 9].

Из этого явствует следующее, что не подлежит включению в стаж судебной работы, в общий страховой стаж на общих основаниях весь период работы гражданина судьей, тем самым нарушая положения Конституции РФ [7, с. 19].

Наряду с этим отметим, получается, по меньшей мере, путаница, разве «судьи, отставка которых прекращена», — не являются носителями судебной власти РФ? Ответ на этот вопрос оказался на поверхности, если у судьи прекращена отставка в связи с повторным избранием на должность, то он будет являться полноправным носителем статуса судьи ВС РФ, а вот если произошло прекращение отставки по таким основаниям как: невыполнение требований, предъявляемых к отставному судье (например, он избран депутатом в какой-либо законодательный орган, либо занимается предпринимательской деятельность и др., либо совершил дисциплинарный проступок, умаляющий авторитет судебной власти РФ), то нет. Прекращение отставки по этим и другим основаниям осуществляется решением квалификационной коллегии по месту прежней работы или постоянного жительства лица, а также Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

Как показывает статистика работы квалификационных коллегий судей, только за период 2003 г. — 2015 г. из корпуса действующих судей перешло в ранг судей в отставке свыше двенадцати с половиной тысяч граждан [8]. В годичном эквиваленте количество удаленных или ушедших в отставку судей разделяются следующим образом: 2003 г. — 2190 судей; 2004 г. — 2988 судей; 2005 г. — 1485 судей; 2006 г. — 864 судьи; 2007 г. — 1164 судьи; 2008 г. — 1213 судей; 2009 г. — 1103 судьи; 2010 г. — 1270 судей; 2011 г. — 1352 судьи; 2012 г. — 1113; 2013 г. — 1028; 2014 г. — 1132; 2015 г. — 1279. Если сравнивать с общей штатной численностью судейского корпуса РФ, которая не превышает 30 тыс. судейских должностей, число судей в отставке в 12,5 тыс. человек остается достаточно объемным.

Отметим и правовой статус судьи в отставке. Судьи ВС РФ, которые продолжают свою деятельность, должны быть в полной мере уверены, что их гражданские права обеспечены государством, это, в некоторой степени, означает само отношение к осуществлению правосудия судьями, ведь независимым может быть по праву только тот судья, который уверен в своем будущем. Как отмечают В. А. Макарова и С. А. Самсонов, «…нужно обеспечить согласованность нормативных правовых актов… необходимо создать гарантии со стороны государства, которые позволят этим актам эффективно работать и обяжут всех субъектов подчиняться им» [12, с. 92].

Читайте так же:  Просроченная дебиторская задолженность - что это и сколько месяцев можно не платить

Это относится не только к такому социальному слою общества как судейский корпус, это касается и всех граждан нашей страны, и, вследствие чего, вопрос отставки судьи, как значимый фактор для общества, переходит из разряда казусных в разряд предельно значимых, требующих особого внимания и правового регулирования.

Следует отметить, и еще один важный аспект проблемы статуса судьи в отставке — в последнее время в судах все чаще стали рассматриваться споры, одной из сторон которых, выступают судьи в отставке, либо бывшие судьями в отставке, отставка которых прекращена [15, с. 9]. Предметом прений, как правило, являются разногласия по поводу обеспечения их гражданских и трудовых прав. Парадокс заключается лишь в одном, это явление судебного разбирательства, в котором бывший судья судится с государством, носителем, чьей власти он был.

К сожалению, глубокое исследование правового статуса гражданина, который носит звание судьи в отставке, не проводилось правоведами, ни нашло отражения в редких публикациях, в которых лишь слегка затрагивается тема правового положения судьи в отставке [9, с. 12].

Но на некоторые вопросы попытался ответить Ермошин Г. Т. — профессор кафедры конституционного и муниципального права Российской академии правосудия, говоря о том что, «законодательство Российской Федерации, предусматривает различное пенсионное обеспечение типичных категорий граждан, а также должностных лиц различных государственных структур, например органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и членов их семей», но вопросы пенсионного обеспечения судей остаются и по сегодняшний день не урегулированными [10, с. 68].

С. В. Кобылинская, кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного, трудового и экологического права Куб ГАУ, подчеркивает, «что, право социального обеспечения, являясь сложным системным образованием, не застраховано от внутренних противоречий и дефектов. Динамика общественных отношений и ошибки правотворческих органов во многом обуславливают количественный и качественный характер логико-структурных дефектов или, иными словами пробелов в праве» [11, с. 29].

Отдельные вопросы пенсионного обеспечения отдельных категорий работников рассматривались Бубновой М. О., Горбань Ж. А., Гусейновым К. Н., Кондратьевой З. А., Мирельской Е. Е., Тальковой Э. Г., Шайхатдиновым В. Ш. и многими другими исследователями юридических наук, а также проводились некоторые философские и экономические исследования в данной области, которые были в дальнейшем опубликованы в виде статей, монографий, диссертаций, учебников и пособий.

По нашему мнению, залог социальной стабильности в обществе — это устойчиво функционирующая пенсионная система, если она функционирует неудовлетворительно, то это порождает опасную социальную напряжённость в российском обществе.

Необходимо рассмотреть вопрос о разработке проекта Федерального закона «О ежемесячном пожизненном содержании судей Российской Федерации». Действующий в настоящее время Федеральный закон «О статусе судей» является комплексным нормативным правовым актом, в рамках которого не находят отражения все те вопросы, законодательное регулирование которых необходимо для полноценной реализации права на пенсионное обеспечение судей. Принимаемые в порядке ведомственного нормотворчества инструкции и иные акты не могут содержать ответы на вопросы, касающиеся установления пенсионных прав, поскольку, в силу положений Конституции Российской Федерации, должен быть единственный закон, а не множество законодательных актов [7, п. 2 ст. 39]. Следует отметить, что необходима выработка единых требований к существующей дифференциации в государственном пенсионном обеспечении с обязательным включением вопросов, посвященных пенсионному обеспечению судей.

Далее, думается, необходимо исключить некоторые положения п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе судей», например, о том, что пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях [1]. Либо, следует внести небольшое дополнение в п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе судей» о том, что при назначении судье пенсии на общих основаниях, период работы в качестве судьи включается в период страхового стажа, необходимого для получения пенсии по старости на общих основаниях. Также, предлагается упразднить Комиссии по установлению стажа судебной работы и назначению ежемесячного пожизненного содержания судьи, и учредить единую комиссию, действующую на территории субъекта РФ.

С учетом всех изложенных предложений по совершенствованию действующего законодательства, требуется внесение изменений в нормативные положения Закона о статусе судей, Закона об органах судейского сообщества, а также возникает необходимость в принятии самостоятельного Федерального закона «О ежемесячном пожизненном содержании судей Российской Федерации».

По нашему мнению, данные формулировки нормативных актов будут способствовать увеличению социальной справедливости при решении вопроса о предоставлении льготного пенсионного обеспечения судьям, а также являться стимулом для работы в должности судьи. А возможность назначения ежемесячного пожизненного содержания лицам, не проработавшим в должности судьи требуемого количества лет, будет исключена.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Безусловно, проблемы в правовом регулировании пенсионного обеспечения судей должны быть решены путем планомерной законотворческой работы, в том числе, путем издания унифицированного нормативного правового акта, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения лиц, занимающих государственные должности. К сожалению, предпосылок для принятия такого закона в настоящее время пока недостаточно, единый концептуальный подход к решению вопросов пенсионного обеспечения указанных субъектов права социального обеспечения отсутствует. Однако, высокая общественная значимость деятельности, осуществляемой публичными субъектами, высокий статус, которому лица, занимающие государственные должности, в том числе судьи Российской Федерации, должны соответствовать, соблюдение обширного перечня требований, условий и ограничений, — требуют адекватного перечисленным условиям их деятельности социального, в том числе, пенсионного обеспечения.

Принципы пенсионного обеспечения судей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here