Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков

Описание страницы: предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков - 2020 от профессионалов для людей.

Минимальные и максимальные размеры наделов в РФ

Российское законодательство дает возможность каждому гражданину стать владельцем земли. При этом Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» упразднил норму, согласно которой местные власти устанавливали минимальные и максимальные размеры земельных участков. Рассмотрим подробнее, что изменилось после принятия этого закона и как теперь устанавливаются пределы угодий.

Что такое предельный размер участка

Наличие максимальных и минимальных показателей свидетельствует о том, что отечественное законодательство устанавливает ограничения площади для участков, которые можно выкупить или арендовать у местных властей.

Предельные размеры земельных участков определяют законодательные акты. Они включают в себя следующие параметры:

  • минимальные отступы от границ наделов для определения мест, где можно сооружать здания, строения и другие объекты, и за пределами которых строительство запрещено;
  • предельная высота здания или максимально разрешенное количество этажей;
  • процент застройки относительно остальной площади участка;
  • места, где отсутствуют ограничения допустимых размеров.

Максимальный размер земельного участка во многом зависит от того, для каких целей он отводится: жилищного строительства, фермерского хозяйства и другого. В каждом конкретном случае принимаются во внимание положения Градостроительного кодекса РФ , правила землепользования и другие нормативные акты.

После вступления в 2015 году вышеупомянутых изменений регионы утратили право самостоятельно определять предельные размеры угодий, поэтому таких ограничений осталось немного.

Разберем особенности предоставления земельных участков.

Пределы площадей территорий в условиях, принятых ПЗЗ

Предельные размеры земельных наделов принимаются в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), утвержденными местными органами власти. Эти показатели обязательны для всех участников земельных правоотношений и применяются при:

  • выделении участков из государственных или муниципальных земель;
  • предоставлении угодий в аренду;
  • принятии решения о разделении территории;
  • определении возможности выполнения прирезок к наделам;
  • образовании нового надела сельскохозяйственного назначения;
  • выделе аграрной земли, которая находится в общей собственности;
  • выделе невостребованной территории;
  • выделе угодий из искусственно орошаемых или осушаемых земель.

Чтобы узнать минимальные размеры земельных участков под многоквартирными домами, дачными строениями или фермерскими хозяйствами, нужно обратиться за информацией к местным властям, поскольку эти цифры определяют региональные законодательные акты.

Максимальный и минимальный размер участка при отсутствии регламентов

Если в регионе не действуют ПЗЗ и не установлены градостроительные регламенты, для решения вопросов об образовании участков стоит ориентироваться на законодательные акты субъектов РФ. Это касается случаев, когда предельные размеры определяют местные органы власти.

Одним из таких нормативных актов является, например, Закон Ленинградской области от 29.10.2003 № 83-оз. Он устанавливает предельные размеры наделов, которые предоставляются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Этот же документ определяет максимальные показатели общей площади угодий, которые могут находиться одновременно в собственности и/или другом праве у лиц, занимающихся личным подсобным хозяйством.

Ограничение площади наделов под ИЖС

Чтобы знать, какая установлена минимальная площадь земельного участка под ИЖС, следует:

    ознакомиться с положениями местного градостроительного регламента. В связи с тем, что этот вопрос законодательно не урегулирован, правила устанавливает исключительно местная администрация;

Размер земельного участка для строительства жилого дома зависит от следующих факторов:

  1. Уровня спроса на землю в данной местности.
  2. Плотности населения.
  3. Площади земли, находящейся в собственности лица или муниципалитета, которую можно передать под ИЖС.
  4. Уровня экономического развития региона.

Ограничения для угодий под ЛПХ

При получении земли для ЛПХ учитывают следующие условия:

  • индивидуальные жилые строения должны иметь не более трех этажей и площадь до 1500 м2;
  • на 12 сотках разрешается возводить только один жилой дом;
  • удаленность объекта от соседних строений должна составлять не менее 3 м, для хозяйственных построек – от 1 м;
  • расстояние между объектами определяется с учетом строительного материала.

Для того чтобы понять особенности выбора целевого назначения надела, ознакомьтесь со статьей “Земли ЛПХ и ИЖС: в чем разница”.

Допустимая площадь садоводческих участков

В разных регионах страны минимальный размер земельного участка для садоводства может отличаться, например:

  • в Московской области этот показатель составляет 6 соток;
  • в Ленинградской – 5;
  • в Свердловской – 11 соток.

На федеральном уровне минимальный размер колеблется между 6 (для огородного хозяйства от 4) и 15 сотками. Кроме того, площадь участка для садоводства должна быть не менее 400 м2, а его ширина не может превышать 8 м.

Ограничения площади земельных участков в Московской области

Согласно актуальным требованиям, действуют следующие предельные размеры земельных участков в Московской области в 2019 году:

  • для садоводства – от 0,06 до 0,15 га;
  • для огородничества – от 0,04 до 0,10 га;
  • для дачного хозяйства – о т 0,06 до 0,25 га.

[2]

Точные цифры можно найти в законодательных актах конкретно взятого региона.

Читайте так же:  Образец договора купли-продажи строения

Ограничения площади наделов в Ленинградской области

В ЛО установлены такие максимальные размеры земельных угодий:

  • для садоводства – 0,12 га;
  • для дачного строительства – 0,20 га;
  • для огородничества – 0,10 га;
  • для крестьянского (фермерского) хозяйства – 50 га.

Минимальный размер земельного участка в Ленинградской области составляет:

  • для садоводства – 0,05 га;
  • для дачного строительства – 0,05 га;
  • для огородничества – 0,01 га;
  • для крестьянского (фермерского) хозяйства – 1 га.

Ограничения для жилого строительства также зависят от того, будет оно вестись в сельской или городской местности.

Отклонение от установленных норм

Следует помнить о том, какие последствия влечет за собой превышение максимальных размеров земельного участка. На практике такое несоответствие нормам становится основанием для отказа в государственной регистрации объекта.

Единственный возможный выход из сложившейся ситуации – выкуп дополнительной площади у муниципалитета.

Наделы, на которые не распространяются предельные нормы

Существует территории, которые установленные ограничения не затрагивают. К ним относятся:

  • объекты федеральных и региональных энергетических систем;
  • объекты транспорта, путей сообщения и связи;
  • линейные объекты, которые обеспечивают функционирование естественных монополий;
  • объекты электро-, газо-, водо- и теплоснабжения;
  • автомобильные дороги.

Земельный максимум – это установленное законодательством ограничение площади участка, выдаваемого для определенных нужд. В зависимости от целевого назначения, а также региона, в котором расположен надел, этот показатель меняется. В законе предусмотрены не только максимальные, но и минимальные размеры надела.

Поскольку из каждого правила есть исключения, в законодательстве перечислен ряд объектов, на которые эти ограничения не распространяются.

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

СТ 38 ГрК РФ.

1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;

5) утратил силу с 1 января 2017 г.

1.1. В случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 — 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.

[3]

1.2. Наряду с указанными в пунктах 2 — 4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.

2.1. Предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства. Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать в себя требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.

3. В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.

Комментарий к Ст. 38 Градостроительного кодекса РФ

1. Положения комментируемой статьи необходимо рассматривать в контексте земельного законодательства, поскольку ст.33 ЗК РФ также устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков в целях определения размера их предоставления впервые гражданам из государственной или муниципальной собственности. При приватизации земельных участков в порядке ст. 20-21 ЗК РФ указанная норма не подлежит применению. Такой вывод получал свое подтверждение и в правовых позициях Конституционного Суда РФ.

Указанные выше нормы ЗК РФ об установлении предельных размеров предоставляемых земельных участков из государственной или муниципальной собственности в свете комментируемой статьи следует понимать следующим образом. Ранее для юридических лиц, возводящих промышленные объекты, многоквартирные дома либо иные объекты капитального строительства не устанавливались на законодательном уровне принципы определения размеров таких земельных участков. Данный вопрос решался в соответствии с процедурой предварительного согласования мест размещения объектов и проектной документацией.

Читайте так же:  Через какое время банк может списать долг по кредиту

Применительно к размеру земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, соответствующие предельные размеры земельных участков определялись законами субъектов РФ, а размеры земельных участков для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – муниципальными правовыми актами.

С принятием ГрК РФ процедура определения максимальных и минимальных параметров и размеров изменилась хотя бы потому, что кодекс объединил определение предельных размеров земельных участков и параметров капитального строительства в единый комплекс. Теперь данные требования будут содержаться не в разрозненных нормативно-правовых актах разного уровня и юридической силы, а в градостроительном регламенте, входящим составной частью в правила землепользования и застройки. В свою очередь, правила землепользования и застройки должны разрабатываться с учетом положений, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации и субъектов РФ. Поэтому именно градостроительным регламентом и будут определены предельные размеры земельных участков и параметры строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.

Не смотря на это, земельное нормирование как таковое, безусловно, не исчезнет, но его сфера действия изменится. Сохранится в неизменном виде, например, земельно-правовое нормирование предельных размеров земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку для сельскохозяйственных угодий градостроительный регламент не устанавливается (ч.6 ст.36 ГрК РФ). Применительно же к другим предельным размерам, деятельность органов местного самоуправления будет скорректирована следующим образом. Если, например, градостроительным регламентом для соответствующей зоны малоэтажного строительства в поселении (сельском муниципальном образовании) предусмотрен минимальный размер земельного участка 0,06 га, а максимальный размер 0,15 га, то орган местного самоуправления в порядке ст.33 ЗК РФ может установить, например, что из муниципальной собственности в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участки за плату в размере 10 соток, а бесплатно – от 6 до 8 соток.

Как следует из ч.8 ст.36 ГрК РФ, если предельные размеры уже существующих земельных участков либо объектов капитального строительства не соответствуют градостроительному регламенту, то они сохраняются бессрочно, кроме случаев, когда использование таких участков и объектов опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

2. Наряду с предельными размерами земельных участков, комментируемая статья определяет и предельные параметры и виды размещения объектов недвижимости. Это означает, что в каждой территориальной зоне (или даже подзоне) определяются минимальные отступы от границ земельного участка (например, не менее 2 метров для малоэтажного жилого дома), предельное количество этажей или высота объекта (не выше 6 метров или максимум три этажа) и максимальный процент застройки площади земельного участка (например, должно быть застроено не более 75 % или ¾ от общей площади земельного участка).

Прогрессивность данного подхода к определению параметров и видов застройки земельного участка очевидна. Теперь гражданину либо юридическому лицу нет необходимости согласовывать с органом публичной власти все параметры застройки, поскольку он получает возможность выбрать их самостоятельно. Например, в вышеприведенном случае, гражданин сам вправе определить, что его индивидуальный жилой дом в зоне застройки малоэтажными жилыми домами будет включать два этажа, отступ от границы земельного участка будет составлять 4 метра, а максимальный процент застройки земельного участка составит 57 %. Такой выбор является правомерным и не будет зависеть от чьего-то «усмотрения».

3. Поскольку с крупных муниципальных образованиях (городских округах) могут существовать одинаковые территориальные зоны (например, в городе может быть не одна, а несколько зон застройки среднеэтажными домами или зон застройки индивидуальными жилыми домами), то предельные размеры земельных участков либо параметры разрешенного строительства (реконструкции) в каждой такой зоне могут различаться в силу исторических, архитектурных и иных традиций застройки отдельно взятого населенного пункта, в связи с чем все вышеуказанные показатели будут естественным образом варьироваться.

Поэтому совершенно оправдано ч.3 комментируемой статьи определяет, что в пределах любой территориальной зоны могут быть установлены подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (то есть для них будет установлен одинаковый правовой режим). Однако для каждой такой подзоны будут различаться предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства (реконструкции). Следовательно, если в пределах городского округа установлено три подзоны застройки индивидуальными жилыми домами в соответствии с определенными видами разрешенного использования, то допустимо закрепление для каждой из них различных параметров минимальных отступов от границ земельных участков или максимального процента застройки в границах земельного участка.

Установленные предельные максимальные размеры земельных участков

Главная » Земля » Установленные предельные максимальные размеры земельных участков

Чтобы планировать применение покупаемого участка, необходимо знать предельно допустимые минимальные и максимальные размеры земельного надела, который допустимо получить для осуществления разрешенного вида землепользования в отношении данного участка.

Читайте так же:  Бесплатная консультация юриста по интернету

Изучите нормы Градостроительного кодекса РФ, нормы регламентов и строительных параметров объектов, чтобы точно знать о предельных размерах участков.

Предельные максимальные размеры земельных участков для ИЖС

Нормы по размерам земельных наделов для жилищного строительства определены в земельном законодательстве России. Учтите, что нормативные акты регулируют земельные вопросы в отношении участков, находящихся в ведении федеральных и муниципальных органов.

При этом такие участки земли всегда имеют целевое назначение. Изучите подробнее размеры, предельно допустимые для участков земли, в ЗК РФ и ГрК РФ.

В случае передачи участка массива земли в безвозмездное пользование запомните системы установления размера участка:

  • Если надел земли формируется из территории, подведомственной федеральным органам власти, то для регулирования размеров такого участка применяются нормы федерального закона;
  • Если земля принадлежит субъекту РФ, то размер надела формируется исходя из законов РФ;
  • Если собственником передаваемого участка является муниципалитет, в таком случае, размер участка регулируется нормативно-правовыми актами, регулирующими земельные отношения.

У каждого субъекта РФ существует право определять размер земельного надела в рамках норм, установленных самим субъектом РФ.

Минимальный размер участка земли в среднем по России составляет 3 сотки, хотя в каждом регионе размер может сильно отличаться от соседнего субъекта РФ. Максимальный размер передаваемого в безвозмездное пользование участка составляет 30 соток в среднем по стране.

Предельно допустимые размеры участка земли определяются нормами и правилами, принятыми в конкретном регионе. Однако в случае противоречия местного нормативного акта по вопросам земельных наделов с нормами Конституции РФ или ЗК РФ, либо федеральному законодательству и ГрК РФ, нормы местного самоуправления и субъектов РФ признаются противоречащими закону. Поймите, что определить в каждом конкретном случае минимальный или максимальный размер передаваемого участка крайне сложно.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Размеры надела, выделяемого из состава территории муниципалитета, привязаны к нескольким основным параметрам:

  • Востребованность земельного участка в данном регионе;
  • Планируемое количество земельных наделов в данной местности;
  • Наличие или отсутствие региональной инфраструктуры;
  • Плотность населения в данной местности, где происходит выделение участков земли.

Знайте, что окончательный размер участка земли зависит напрямую от жилого помещения, которое планируется возвести на участке. В расчет берется не только размер жилого помещения, но и количество жителей, которые планируют постоянное проживание в жилом помещении.

Нормативы должны быть зафиксированы в специальных правилах, которые принимаются путем общественных слушаний по инициативе органов местного самоуправления.

Предельные максимальные размеры земельных участков при перераспределении

В нормах закона зафиксированы требования к участкам земли, которые образованы или зарегистрированы с внесенными изменениями. Градостроительные регламенты устанавливают предельные показатели размеров участков. Если участки земли регламентируются деятельностью федеральных органов и ЗК РФ, то нормы регламентов по градостроительству местного самоуправления на них не действуют.

Границы участков массива земли не должны располагаться на пересечении границ поселения или муниципального образования.

Запрещено формировать земельные участки так, что при определении их границ нарушается возможность полноценного применения ресурсов объектов недвижимости, которые располагаются в пределах таких участков. Если на земельный участок распространяется какое-либо обременение или ограничение в деятельности, то нельзя такие территории дробить на более мелкие участки для целевого применения.

Зонирование земель населенных пунктов.

Где найти карту градостроительного зонирования, читайте тут.

При определении границ участков земли учтите, что нельзя допускать следующих изменений границ, которые приводят:

  • К вклиниванию участков земли в другой земельный надел;
  • К образованию территории земли, которая полностью встроена в состав территории другого участка;
  • К ломке линии границы участка земли;
  • К образованию чередующихся участков земли разных собственников;
  • К физической невозможности возвести строение на участке земли;
  • К нарушениям в порядке эффективного применения и охране земельных ресурсов.

Не допускается определение предельных размеров границ, которые нарушают нормы федеральных законов о земле, нормы ЗК РФ.

Отдельно запомните, что формирование предельно допустимых границ участков земли невозможно при:

  • Наслоение границ участка на территорию лесопарка;
  • Пересечение границ Парковой зоны с участком земли;
  • Совпадение границ участка с границами территориальной зоны.

Исключением данного правила может стать формирование границ участка, созданного для освоения земельных ресурсов, недр и полезных ископаемых указанной территории. Допускается совпадение с территориальными зонами в случае формирования искусственного водоема, гидротехнического сооружения, объектов коммуникаций.

Предельные максимальные размеры земельных участков в Московской области

Знайте, что непосредственно для московской области устанавливаемые пределы размеров участков земли, которые подлежат переводу из государственной в частную собственность, приняты несколько законов, разработанных в соответствии с ЗК РФ.

Такими нормативными актами регулируются размеры участков, передаваемых из муниципальной или федеральной собственности в пользу:

  • Фермерского хозяйства, для которого определен максимальный размер в 40 гектаров;
  • Садоводческих объединений и товариществ переходит максимум по 0,15 га;
  • Для огородов выдается максимум 0,10 гектара;
  • Для участков земли под строительство дач передается не больше 0,25 га.

В отношении территории Москвы Дума должна принимать особые нормативные акты, которые регулируют процесс передачи земли в собственность гражданам. Но на данный момент таких законов не принято.

Читайте так же:  Удержание с пенсии по исполнительному производству как это происходит по закону рф

Предельные максимальные размеры земельных участков в Ленинградской области

В отношении земли, находящейся в муниципальном ведении ленинградской области, принят областной закон о предельных размерах участков земли, которые передаются гражданам в собственность из состава земель государственной и муниципальной собственности, и максимальном допустимом размере совокупной площади земли, состоящей во владении одного гражданина, который применяет их для ведения личного подсобного хозяйства.

Изучите предельно допустимые размеры участков земли для территории, находящейся в ведении муниципалитета Ленинградской области:

  • Для фермерских земель не выделять больше 50 га;
  • Под садоводческую деятельность выделить до 0,12 гектара;
  • Для осуществления строительства сооружений на территории дачного участка применять не больше 0,20 га;
  • Для эксплуатации огорода выделить не более 0,10 га;
  • Для осуществления деятельности, связанной с разведением животных, применять не больше 5 гектаров.

Обратите внимание, что для предоставления земли из состава земель Ленинградской области на бесплатной основе гражданам, существуют особые пределы для земель, передаваемых в особых целевых категориях использования:

  • Для садоводчества бесплатно выделяется не более 0,12 гектара;
  • Для осуществления огороднической деятельности без оплаты можно получить 0,10 гектара;
  • Для формирования дачного участка выделяется не более 0,20 га.

Делая вывод, знайте, пока не были введены нормы максимальных наделов земли, передаваемой гражданам на бесплатной основе, распределение земельных участков осуществлялось на основании принятых актов органами местного самоуправления.

Учитывая нормы предельно допустимых размеров земельного участка, указанных выше, граждане имеют право получить только один раз.

[3]

При этом максимальный размер территории земли, передаваемой гражданам на бесплатной основе, на правах собственника или арендатора, не может превышать установленный нормативными актами размер. Для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на правах собственника в качестве физического лица, размер общих земельных владений равен 0,99 гектара.

Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства — условия и порядок получения

фото

документы

документы к заявлению

другие формы заявлений

Содержание:

Предельные параметры разрешённого строительства — элемент градостроительного регламента

Предельные параметры разрешённого строительства — один из показателей градостроительного регламента. Градрегламент, в свою очередь. является одним из результатов градостроительного зонирования территорий муниципальных образований, обеспечивающего решение целого рядя задач:

[1]

  • образование территориальных зон
  • установление градостроительных регламентов, действующих в пределах границ конкретной территориальной зоны
  • установление вида градостроительной деятельности

Целями формирования территориальных зон являются:

  1. создание возможности сочетания в каждой из них различных видов существующего и планируемого использования земельных участков (к примеру, в жилых зонах – сочетание территорий для размещения объектов жилого, общественно-делового, рекреационного и иного назначения)
  2. выделение, на основе генерального плана, функциональных зон и определение параметров их планируемого развития,
  3. учёт сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
  4. предотвращение возможных ситуаций причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках

Градостроительные регламенты регулируют режим использования земельных участков внутри каждой территориальной зоны. Они устанавливают:

Градостроительные регламенты, установленные для всех видов территориальных зон, являются обязательными для исполнения собственниками, пользователями владельцами и арендаторами земельных участков вне зависимости от форм собственности и прав.

Использование земельных участков допустимо только в рамках градостроительного регламента, действующего в конкретной территориальной зоне, равно как и соблюдение технических регламентов, региональных нормативов градостроительного проектирования, иных нормативно-технических документов и требований.

На использование участков и объектов на них, а также на строительство и реконструкцию объектов накладывается запрет, если использование и строительство не соответствуют установленному градостроительному регламенту:

  • ВРИ участка нет в перечне видов использования в территориальной зоне
  • размеры участков отличаются от предельных значений
  • существуют отклонения от предельных параметров разрешённого строительства или реконструкции
  • произошли отклонения от ограничений по использованию земельных участков и объектов капитального строительства
  • использование участков и объектов на них создаёт опасность для жизни и здоровья людей, для окружающей среды, для памятников истории и культуры

Тем не менее, законодательно установлены ситуации, для которых действие градостроительных регламентов прекращается или они вообще не устанавливаются, а от предельных параметров разрешённого строительства возможно отклонение. С «радиусом действия» градостроительных регламентов можно подробнее ознакомиться здесь.

Примерный состав предельных параметров разрешённого строительства

Правовую основу пределов разрешённого строительства представляют статья 38 и статья 40 Градостроительного кодекса РФ, практическую — градостроительные планы земельных участков (ГПЗУ), разрабатываемые на их основе документация по планировке территории (СПОЗУ) и проекты объектов капитального строительства (реконструкции).

Стандартный состав предельных параметров

Что такое отклонение от предельных параметров разрешённого строительства?

Строительство или реконструкция объектов на земельных участках должны происходить в режиме соблюдения требований градостроительных и технических регламентов, региональных нормативов градостроительного проектирования и иных нормативно-технических документов и требований.

В ситуациях, когда собственникам или правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства требования градостроительных регламентов представляются неудовлетворительными, можно воспользоваться правом на предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства.

Условия для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства

Ммотивом для обращения по вопросу получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства может служить одно из следующих обстоятельств (или факт их совместного наличия):

  1. размеры земельных участков меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров
  2. конфигурация, инженерно-геологические и иные характеристики земельных участков неблагоприятны для застройки
Читайте так же:  В какие сроки можно вернуть или обменять товар

Если мотив обращения подтверждается документально, то позволительно сделать запрос на получение разрешения на отклонение от следующих пределов:

  1. минимальных отступов зданий, строений, сооружений от границ земельных участков
  2. максимальных выступов за красную линию частей зданий, строений, сооружений
  3. максимального количества этажей надземной части зданий, строений, сооружений на территории земельных участков
  4. максимальной высоты зданий, строений, сооружений на территории земельных участков
  5. максимального процента застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка
  6. увеличение или понижение максимального класса опасности (по санитарной классификации) объектов капитального строительства, размещаемых на территории земельных участков

Документальным обоснованием необходимости отклонения от предельных параметров разрешённого строительства могут быть следующие материалы:

  • технические планы — для подтверждения меньшего размера земельного участка в сравнении с предельным размером, установленным для ВРИ земельного участка в конкретной территориальной зоне
  • результаты инженерно-геологических изысканий, установивших неблагоприятные геологические, а также экологические условия, физико-химические свойства, водопроницаемость почв и иных явлений, способных оказать негативное влияние на строительный процесс, обеспечение максимальной устойчивости, долговечности, надёжности и безопасности планируемого объекта
  • проектная документация, доказывающая неприемлемость утверждённых через ПЗЗ предельных предельных параметров разрешённого строительства

Порядок получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства

Процедура предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства длится ориентировочно 3-6 месяцев и состоит она из ряда этапов.

Последовательность действий

1. В комиссию по землепользованию и застройке подаётся заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства

2. После подачи заявления комитет по градостроительству и архитектуре администрации муниципального образования занимается:

а) подготовкой сведений:

  1. о правообладателях земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, по которому запрашивается разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства,
  2. о правообладателях объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, по которому запрашивается разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства,
  3. о правообладателях помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства,

б) осуществляет подготовку сводного заключения на основе результатов сделанных запросов в ряд органов государственной власти:

  • Комитет имущественных отношений (КУГИ или КУМИ)
  • Комитет по охране памятников культуры, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (КПООС)
  • Комитет по земельным ресурсам и землеустройству (КЗРиЗ)
  • Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ)
  • Комитет по энергетике и инженерному обеспечению (КЭиИО
  • иные, имеющие отношения к решению вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства

3. Рассмотрение вопроса ведётся на заседании Комиссии по землепользованию и застройке, принимающей решение о проведении публичных слушаний.

4. Готовится решение комиссии по землепользованию и застройке принимается по результатам проведения публичных слушаний.

5. Решение комиссии по землепользованию и застройке направляется главе администрации муниципального образования.

6. Подготовка в срок 7 дней распоряжения главы администрации муниципального образования о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства по результатам рассмотрения решения комиссии по землепользованию и застройке.

При несогласии заявителя с решением главы администрации о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения это решение можно оспорить в судебном порядке.

Видеоматериалы о роли публичных слушаний в решении вопроса об отклонении от предельных параметров разрешённого строительства

По результатам общественных слушаний по выявленному нарушению высотного регламента была запрещена реализация одного из крупнейших проектов высотного строительства в Санкт-Петербурге даже при полученном застройщиком разрешения на строительство, которое было отменено в судебном порядке:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

А это пример с положительным результатом, достигнутом в ходе публичных обсуждений

Полезно узнать

  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
  • Чем интересна «лесная амнистия» для собственников участков – читайте здесь
  • С признаками капитальных и некапитальных (временных) объектов можно ознакомиться здесь.
  • О возможности строительства жилого дома на фермерской земле читайте здесь.
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь.
  • С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться здесь.
  • ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться здесь.
  • С порядком изменения территориальной зоны земельного участка позволитознакомиться эта статья.
  • Ознакомиться с различными особенностями изменения территориальной зоны земельного участка можно здесь.
  • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться здесь
Предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here