Порядок и сроки внесения налоговых платежей юрлицами и гражданами

Описание страницы: порядок и сроки внесения налоговых платежей юрлицами и гражданами - 2020 от профессионалов для людей.

Сроки уплаты налогов и сборов

Порядок установления обязательных платежей в бюджет предполагает наличие их обязательных элементов.

Определение сроков уплаты налогов и сборов

Одним из элементов обязательных платежей выступают сроки уплаты налогов и сборов. Базовые нормы, устанавливающие обязанности налогоплательщиков по внесению к определенной дате федеральных, местных и региональных платежей установлены в ст. 57 НК.

Закон не содержит легального определения таких сроков. Однако это не служит препятствием для того, чтобы прийти к соответствующему понятию. Этому поспособствуют ряд особенностей:

  • порядок внесения платежа в бюджет предусматривает наличие метода, позволяющего определить своевременное исполнение этой обязанности налогоплательщиком. Это означает, что соответствующий механизм должен содержаться в законе. Существует как календарный метод (указание на дату), так и метод арифметического расчета, совмещенный с предыдущим способом установления;
  • итогом применения одного из методов является установление даты, которая отделяет надлежащее исполнение обязанности, которую предусматривает порядок внесения платежа в бюджет, от ненадлежащего;
  • несоблюдение срока уплаты налогов и сборов является основанием для взыскания соответствующих санкций (пени и штрафа).

Учитывая эти характеристики, получается следующее определение. Сроки уплаты налогов и сборов представляют установленные в законе даты, либо методику их определения, после истечения которых обязанности по внесению платежей в бюджет считаются невыполненными или выполненными ненадлежащим образом, что влечет установление пени и штрафа.

Установление сроков уплаты налогов и сборов

Порядок, предусмотренный ч. 1 ст. 57 НК, устанавливает правило, согласно которому сроки внесения отдельных платежей в бюджет определяются специальными нормами.

[3]

Однако ч.3 указанной статьи перечисляет возможные формы установления этого элемента:

  • наиболее простым способом служит указание определенной даты. Обычно такой метод применяется для платежей, вносимых в бюджет 1 раз в год;
  • другим случаем выступает указание на истечение определенного срока. Речь идет о годе, месяцах или кварталах;
  • Также возможно указание на наступление определенного события, либо совершение имеющего значение действия. К последнему случаю относится госпошлина. Обязанность внести ее в бюджет определяется датой, когда плательщик обращается за необходимыми госуслугами;
  • существует и смешанная форма. При ней указывается дата, следующая за истечением определенного срока. Речь идет об исполнении обязанностей в определенный день месяца, следующего за истечением отчетного периода (квартал, либо месяц).

Ч. 4 ст. 57 НК предусматривается ситуация, когда срок исполнения обязанности по уплате налога, несмотря на то, что этот элемент установлен в законе, наступает не ранее даты получения адресатом соответствующего налогового уведомления. На практике, это правило применяется в отношении транспортного, имущественного и земельного налогов.

Изменение сроков уплаты налогов и сборов

Указанный порядок предусмотрен главой 9 НК. Ст. 61 устанавливает ряд принципов, которым должны соответствовать такие действия:

  • изменить сроки можно только путем переноса на более поздний срок;
  • допускается как перенос платежа полностью, так и частично;
  • устанавливается возмездность переноса сроков. Исключение составляет госпошлина;
  • изменение сроков возможно только в определенных формах. Речь идет о рассрочке, отсрочке, а также об инвестиционном налоговом кредите;
  • решение вопроса об изменении сроков происходит на основании соответствующего обращения плательщика;
  • действующий порядок подразумевает то, что ранее имевшиеся обязанности не обретают статус новых;
  • правила изменения сроков платы касаются как пеней, так и штрафа;
  • эта процедура недоступна налоговым агентам. Закон запрещает им выполнять обязанность за свой счет, поэтому оснований обращаться за послаблениями у них нет.

Все указанные принципы позволяют считать изменение сроков уплаты процедурой, осуществляемой в индивидуальном порядке, в отношении обязанного субъекта, запросившего ее.

Решение о предоставлении указанных послаблений, как правило, принимается налоговым органом.

Оно принимается согласно условиям, изложенным в приказе N ММВ-7-8/[email protected]

Если речь идет о госпошлине, то такие полномочия предоставляются органу, выполняющему оплачиваемые действия.

Примером служит суд, рассматривающий ходатайство об отсрочке или рассрочке госпошлины за рассмотрение дела.

Указанной главой устанавливаются требования к каждой из форм изменения сроков уплаты налога.

Нарушение сроков уплаты налогов и сборов

Если налогоплательщиком нарушен предусмотренный законом срок уплаты, ему будут начислены пени. Ей является денежная сумма, уплачиваемая помимо самой задолженности и вне зависимости от того, было ли привлечено к ответственности (уплате штрафа) лицо.

Пени рассчитываются за каждый день просрочки и начинают течь с даты, следующей за последним днем срока уплаты налога. Она определятся в процентном отношении к сумме задолженности. Для расчета ежедневных пени используется действующая ставка рефинансирования ЦБ, поделенная на 300.

Начисление этих процентов прекращается только тогда, когда долг по налогу полностью погашен.

Ст. 122 НК предусматривает ответственность за неуплату налога. Таковой признается неисполнение соответствующей обязанности в срок. Размер штрафа за такое нарушение составит 1/5 от неуплаченной суммы. Если налоговики смогут доказать умышленный характер бездействия, то виновника ждет штраф, составляющий 40% от задолженности.

Действующие нормы позволяют налоговым органам применять широкий арсенал мер по взысканию штрафов и процентов. Они могут вставить инкассовые поручения, на основании которых обслуживающий плательщика банк будет обязан перечислить требуемые суммы в бюджет.

ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И ПОРЯДОК ИХ УПЛАТЫ (МДК 02.01)

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуж­дения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях фи­нансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципаль­ных образований».

Читайте так же:  Что делать, если у виновника дтп нет денег

В ст. 8 НК определение Сбора, под которым «понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого явля­ется одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправ­ления, иными уполномоченными органами и должностными лица­ми юридически значимых действий, включая предоставление опре­деленных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Анализируя два законодательных определения (налога и сбора), достаточно сложно увидеть их различия. В определении сбора от­сутствуют два признака, присутствующих в характеристике налога: индивидуальной безвозмездности, уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства. Вместо них введен признак индивидуальной возмездности, а именно предоставление опреде­ленного эквивалента «юридически значимых действий» в отноше­нии плательщика сбора.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, иностранные юридические лица, международные организации, их филиалы и представительства.

Физические лица (физ. лица) — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

Индивидуальные предприниматели (ИП) — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Налоговые резиденты – это лица, прожившие на территории Российской Федерации более 183 дней за последующие 12 месяцев.

Налоговые нерезиденты – это лица, прожившие на территории Российской Федерации менее 183 дней за последующие 12 месяцев.

Налогоплательщики– это лица, на которые возложена обязанность по уплате налога в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговые агенты –лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Взаимозависимые лица – физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %.

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.

Элементы налогообложения:

1. объект налогообложения;

2. налоговая база;

3. налоговый период;

4. налоговая ставка;

5. налоговые льготы

6. порядок исчисления налога;

7. порядок и сроки уплаты налога;

Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику.

Налоговая база – стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка – величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговый период – календарный год, 9 месяцев, полгода, квартал, месяц, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу. При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени.

Порядок уплаты налогов производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается к каждому налогу.

Федеральными налогами и сборами — признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не перечисленные в перечне федеральных налогов и сборов ниже, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов,

Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

[1]

5) налог на добычу полезных ископаемых;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); 2) упрощенная система налогообложения; 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Региональными налогами— признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Читайте так же:  Можно ли вернуть в магазин парфюмерию

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами— признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

Региональные налоги:

1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.

Местные налоги:

1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.

Статья 397. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

Положения статьи 397 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ) применяются в отношении налоговых периодов начиная с 2015 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ в статью 397 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

Статья 397. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 397 НК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2021 г. — Федеральные законы от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ и от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ

Федеральным законом от 23 ноября 2015 г. N 320-ФЗ в пункт 1 статьи 397 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Информация об изменениях:

Федеральными законами от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ и от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ в пункт 2 статьи 397 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

2. В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ в пункт 3 статьи 397 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу

3. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ в пункт 4 статьи 397 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу

4. Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Статья 397 дополнена пунктом 5 с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ

Добровольное исполнение налоговой обязанности

Добровольное исполнение налоговой обязанности состоит в действиях, основанных на личном свободном волеизъявлении налогоплательщика. И в эти действия включаются:
— учет доходов и расходов, а также объектов налогообложения,
— исчисление сумм налога, подлежащего уплате,
— своевременное представление платежного поручения или внесение наличных средств,
— декларирование доходов и расходов и объектов налогообложения,
— хранение данных своего учета (для организаций это будет хранение данных бухучета).

Надо сказать, что добровольное исполнение налоговой обязанности является основным способом уплаты налогов. Принудительное исполнение – это дополнительный способ, который возникает только в том случае, когда налогоплательщик не реализует первый добровольный порядок уплаты. Это тоже очень важно, потому что если налогоплательщику не предоставлена возможность добровольно уплатить, а сразу используется принудительный способ, то на самом деле это нарушение НК.

В понятие добровольного исполнения налоговой обязанности включаются следующие моменты, и они являются общими для физлиц и юрлиц. Первый момент заключается в том, что добровольный порядок является первичным и он должен быть в любом случае предоставлен налогоплательщику. Во-вторых, налоговая обязанность исполняется в валюте Российской Федерации по общему правилу.

Видео удалено.
Читайте так же:  Консультация юриста по телефону в москве бесплатно
Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговая обязанность добровольно исполняется в установленные сроки, но возможно и досрочное исполнение налоговой обязанности.

Добровольная уплата налога может осуществляться как полностью, так и частично. Речь не идет об авансовых платежах, а о том, что это уплата налога частичная до наступления срока уплаты налога. Для физического лица это важно, потому что он может свою налоговую обязанность разделить на несколько частей и исполнить. И налоговый орган не имеет права отказать в принятии части налоговых обязанностей, обязан эту часть налога принять.

Уплата налогов может осуществляться как в наличной, так и в безналичной форме. До НК это утверждение в отношении юридических лиц не применялось, а действовало правило о том, что юрлица могут уплачивать налог только в безналичной форме, исходя из того, что все расчеты юридических лиц осуществляются в безналичной форме, за исключением тех сумм, которые разрешены Центральным Банком. В п.3 ст.58 НК появилось это общее правило о том, что налогоплательщик может уплачивать налог, как в наличной, так и в безналичной форме. Поэтому юридическое лицо также может уплачивать налог в наличных денежных средствах. Такие ситуации тоже возникают, они порождены практикой, например, когда арестован счет или приостановлены операции по счету, а надо подать исковое в суд, и при подаче искового в суд нужно заплатить госпошлину. Как ее заплатить, если счет арестован? В данном случае возможна уплата налога в наличных средствах и это снимает проблему у нашего налогоплательщика.

Последний момент, который характеризует добровольность исполнения налоговой обязанности, заключается в том, что налогоплательщик исполняет налоговую обязанность самостоятельно, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Иное – это как раз ситуации налоговых агентов, которые принудительно включаются законодателем в этот процесс.

В добровольном порядке отличия между уплатой организациями и физическом лицом существуют, и эти отличия мы рассмотрим.

Добровольное исполнение налоговой обязанности организаций заключается в том, что:
— Организация самостоятельно ведет бухгалтерский учет,
— Организация самостоятельно исчисляет сумму своего налога,
— Организация заблаговременно представляет платежное поручение в кредитную организацию, заблаговременность определяется периодом или сроком осуществления банковской операции. На сегодняшний день по НК это один операционный банковский день. Поэтому не позднее этого срока платежное поручение должно быть представлено в кредитную организацию.
— Организация самостоятельно представляет в налоговый орган налоговую декларацию и бухгалтерскую отчетность и в течение 5 лет обязана хранить данные бухгалтерского учета и отчетности.

Таким образом, существенным моментом в отношении организаций является то, что добровольный порядок для организаций практически всегда реализуется, как самостоятельное осуществление этих мероприятий. Ситуации налогового агента в очень редких случаях применяются к организациям.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения со стороны государства мер принудительного исполнения налоговой обязанности. Эти меры применяются последовательно и включают три этапа.

1. Требование об уплате налога – мера предупредительного характера, назначение которой – напомнить налогоплательщику об имеющейся у него недоимке и предупредить о неблагоприятных последствиях неуплаты налога. Требование направляется не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере начисленных пеней, сроке уплаты налога и сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения налоговой обязанности, которые применяются к налогоплательщику в случае неисполнения требования. В требовании указываются подробные данные об основаниях взимания налога, ссылки на положения закона, устанавливающие обязанность налогоплательщика уплатить налог.

2. Решение о взыскании налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается только в отношении организаций не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. На основании принятого решения налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассовое поручение на списание и перечисление в бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Такое поручение носит бесспорный и безакцептный характер: взыскание производится без обращения в суд и без согласия налогоплательщика – клиента банка.

3. Взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика применяется при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации или отсутствии информации о ее счетах. При этом налог с организаций и индивидуальных предпринимателей взыскивается в бесспорном порядке, с физических лиц – в судебном. Одновременное обращение взыскания и на денежные средства, и на имущество налогоплательщика недопустимо, поскольку может повлечь повторное изъятие одних и тех же сумм.

Решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, принятое руководителем налогового органа, направляется судебным приставам для исполнения. Обращение взыскания на имущество налогоплательщика состоит из поиска имущества, его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации. При этом должностные лица налоговых органов не вправе приобретать реализуемое имущество налогоплательщика.

При принудительном взыскании налога налоговая обязанность признается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика и погашения задолженности за счет вырученных сумм.

22. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налогов и сборов

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным законодательным актом о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается

[2]

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

Читайте так же:  Образец заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка

2) со смертью физического лица – налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества, в порядке, установленном гражданским законодательством РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя;

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ в соответствии со ст. 49 НК РФ;

4) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (ст. 44 НК РФ).

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пеню в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (ст. 57 НК РФ).

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

В соответствии с НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу – авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10673 —

| 7349 — или читать все.

Порядок и сроки уплаты налога.

Порядок уплаты налога – это способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет.

Порядок уплаты налога или сбора предполагает:

1. установление механизм платежа, а именно в безналичной или наличной форме, через налоговых агентов и т.д.;

2. направление налогового платежа (бюджет, внебюджетный фонд);

3. валюта уплаты налога.

Сроки уплаты налогов – это дата или период времени, в течение которого налогоплательщик обязан перечислить налог по установленным реквизитам.

В зависимости от сроков уплаты налогов принято различать:

[3]

1. срочные налоги, то есть налоги, уплачиваемые в течение определенного времени с момента возникновения обязанности по уплате налога;

2. периодически-календарные налоги, то есть налоги, уплачиваемые в соответствии с установленными для них налоговыми периодами (месячные, квартальные, полугодовые, годовые, 1 раз в квартал).

Наравне с обязательной группой элементов, определяющих налог, существует и вторая группа элементов, которая содержит в себе так называемые факультативные элементы налогообложения.

Факультативные элементы системы налогообложения

− это элементы, которые необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогу. Например, это может быть порядок удержания и возврата неправильно изъятых налогов, ответственность за неправильное налогообложение, налоговые льготы. Наличие факультативных элементов системы налогообложения предусмотрено п.2 ст. 17 НК.

К факультативным относятся следующие элементы налога:

Ø налоговая льгота;

Ø налоговые каникулы;

Ø целевой налоговый кредит

Налоговая льгота – представленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика.

Наиболее распространенные виды налоговых льгот следующие:

1. изъятия – налоговые льготы, выводящие из под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения;

2. скидки – это льготы, сокращающие налоговую базу;

3. налоговый кредит.

Налоговые каникулы – полное освобождение от уплаты налога на определенный период.

Отсрочка– это перенесение срока уплаты налога на срок от 1 до 6 месяцев с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Отсрочка предоставляется при наличии следующих оснований:

1. нанесение налогоплательщику значительного материального ущерба в результате стихийных бедствий, катастроф;

2. задержка финансирования из бюджета;

3. задержка оплаты выполненного государственного заказа;

4. угроза банкротства в случае единовременной выплаты налогов;

5. сезонный характер предпринимательской деятельности.

Целевой налоговый кредит – изменение срока уплаты налога, на срок от 1 до 5 лет. Целевой налоговый кредит предоставляется при наличии следующих оснований:

1. выделяется организации, проводящей НИОКР, либо техническое перевооружение собственного производства;

2. осуществление внедренческой или инновационной деятельности;

3. выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона.

Действующая в Российской Федерации система налогообложения допускает наличие так называемых специальных налоговых режимов (ст. 18 НК РФ), которые могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2. упрощенная система налогообложения;

3. упрощенная система налогообложения на основе патента;

4. единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

5. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Функции налогов.

Существуют разные позиции по вопросу о функциях, которые выполняют налоги.Содержание этих позиций в целом близки между собой, но и имеют определенные различия.

Одна точка зрения предполагает, что налоги выполняют четыре функции:

Читайте так же:  Удержание алиментов из заработной платы

Согласно другому подходу у налогов выделяют фискальную, регулирующую и социальную функции.

Третья точка зрения заключается в том, что налогам свойственны только фискальная и регулирующая функции. Прочие функции, которые относят к налогам, являются производными от двух названных.

Как было выяснено в предыдущих вопросах, налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и его муниципальных образований. Из этого следует, что функциональное назначение налогов, вытекающее из их сущности, заключается в создании финансовых источников реализации государством его внутренней и внешней политики. Говоря иными словами, налоги имеют своей целью обеспечить расходы публичной власти. С этой точки зрения налоги безусловно выполняют фискальную функцию.

Однако, если рассматривать функции налогов как проявление их сущности и свойств, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента распределения и перераспределения доходов государства. В то же время необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов.

Рассматривая современную систему налогообложения современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции:

2. распределительную или социальную;

Функции налогов, разделяясь между собой, имеют между собой прочную связь. Если фискальная функция предусматривает изъятие части стоимости, то распределительная функция, напротив, предусматривает направление изъятой части стоимости на нужды общества. Говоря иными словами, через распределительную функцию собранные налоги возвращаются в той или иной форме налогоплательщикам.

Анализ и изучение динамики налоговых потоков позволяет государству судить о процессах, происходящих в обществе, влиять на эти процессы и принимать в случае необходимости регулирующие решения. Таким образом, взаимодействие данных функции образуют целостную налоговую систему.

Рассмотрим содержание каждой из функций.

Фискальная функция

Фискальная функция налогов исторически сформировалась первой и ее принято считать основной функцией. С ее помощью реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства для выполнения общегосударственных целевых программ. Благодаря этой функции формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимые для осуществления собственных функций государства (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).

Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

| следующая лекция ==>
Элементы налогообложения. | По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж.

Дата добавления: 2018-03-01 ; просмотров: 2253 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Порядок исчисления налога. Порядок и сроки уплаты налога

Порядок исчисления налога состоит в определении суммы налога (так называемого налогового оклада), подлежащего к уплате в бюджет (внебюджетный фонд). Налог может быть исчислен: 1) самим налогоплательщиком; 2) налоговым агентом; 3) налоговым органом.

В зависимости от вида налоговой ставки исчисление налога производится: 1) как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы – для твердых налоговых ставок; 2) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы – для процентных (адвалорных) налоговых ставок; 3) в комбинированной форме – для комбинированных налоговых ставок.

Налог может исчисляться по итогам налогового периода без учета ранее уплаченных налоговых платежей либо нарастающим итогом. В последнем случае размер подлежащего к уплате налога определяется путем вычитания из суммы налога, исчисленной по итогам налогового (отчетного) периода, ранее уплаченных ежемесячных (ежеквартальных) авансовых платежей.

Налоговый орган исчисляет ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог). В данном случае законодатель стремится освободить граждан от сложной и трудоемкой работы по исчислению налогов, требующей знания налогового законодательства и специальной квалификации.

Исчислив налог, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику уведомление, где должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Если налогоплательщик уклоняется от получения налогового уведомления, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Порядок и сроки уплаты налога. Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Налог должен быть уплачен до 24 часов последнего дня срока, установленного для его уплаты. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным. В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо по частям (авансовые платежи в течение налогового периода). Налог может быть уплачен в наличной или безналичной форме.

Обязанность по уплате налога исполняется в национальной валюте РФ. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10673 —

| 7349 — или читать все.
Порядок и сроки внесения налоговых платежей юрлицами и гражданами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here