Перевод земель из одной категории в другую

Описание страницы: перевод земель из одной категории в другую - 2020 от профессионалов для людей.

Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

Статья 8 . Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 8 ЗК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ в пункт 1 статьи 8 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Информация об изменениях:

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

2. Категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ подпункт 3 пункта 2 статьи 8 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

[1]

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

[3]

>
Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений
Содержание
Земельный кодекс (ЗК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Земельные отношения

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Процедура перевода земель из одной категории в другую

Содержание статьи:

Основные положения

Вся площадь России поделена на отдельные местности и входящие в них участки по различным типам. Такое разграничение происходит в зависимости от состава рассматриваемой площади и цели ее использования. Законодательством различаются следующие категории:

  • ЗНП (земли населенных пунктов).
  • Земли сельхозназначения.
  • Местности спец. использования (под промышленные, военные и иные стратегические объекты).
  • Особоохраняемые участки, а также наделы лесного и водного фондов.
  • Резервные местности, входящие в состав запаса.

Разграничение определенных наделов на подклассы нужно для оптимального распределения земельных ресурсов России в совокупности с сохранением ее природных богатств. Большинство земель страны не подлежит непосредственному использованию отдельными компаниями и гражданами, а предоставляется компетентному органу одного из субъектов РФ для отнесения рассматриваемого объекта к той или иной категории.

Для нужд компаний и отдельных физических лиц предоставляются участки ЗНП, сельскохозяйственного и промышленного назначения. Правоустанавливающими бумагами, подтверждающими факт обладания конкретным наделом, могут являться:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • Договор купли-продажи.
  • Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка.
  • Договор мены
  • Дарственная
  • Решение суда.

В указанных, а также градостроительных документах, оформляемых картографической службой при измерении и составлении планировки участка, указывается категория земли и вид ее разрешенного использования. Последний выбирается правообладателем самостоятельно из следующих допустимых форм:

  • ИЖС (территория под строительство жилой недвижимости).
  • ЛПХ (под личное подсобное хозяйство).
  • Для организации огородничества или дачной деятельности.
  • КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство).

Необходимо знать, что на территории, отнесенной к землям сельхозназначения и отданной в пользование под ЛПХ не разрешается строительство жилой недвижимости. Фактически, такое сооружение построить можно, но впоследствии не получится оформить дом как жилой объект до момента перевода этого надела в другую категорию. Именно воздвижение дополнительной инфраструктуры и жилищных объектов становится распространенной причиной для обращения в госслужбу.

Перевод земель из одной категории в другую исполняется компетентной службой в зависимости от собственности и типа участка. Если рассматриваемый надел является особо охраняемой, стратегической или природозащитной зоной, вопрос об изменении его статуса находится в компетенции федерального правительства или правительств отдельных регионов по запросу Минэкономразвития РФ.

Обсуждение вопросов по землям общедоступного пользования происходит в наделенном соответствующими полномочиями исполнительном органе региональной власти или ее представителями по отдельным муниципалитетам.

Документы для перевода земель из одной категории в другую

Перевод земли в другую категорию 2017 года осуществляется компетентной службой по факту предъявления ходатайства и приложения к нему нужных бумаг. Точная форма документов утверждается ведомством, в которое они подаются. При этом в основном законе – ФЗ № 172 от 21.12.04 (в ред. 03.06.16) указан следующий перечень необходимых сведений, включаемых непосредственно в текст заявки:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • Кадастровый номер.
  • Фактическая и предполагаемая к оформлению категории территория.
  • Права на территорию в виде ссылки на документ, предоставляющий такую возможность.
  • Обоснование необходимости изменения категории земли.

К ходатайству прикладываются следующие документы, без которых необходимое действие выполнено не будет:

  • Выписка из кадастрового реестра или аналогичный паспорт.
  • Документ, устанавливающий личность заявителя или его представителя (паспорт – для физлица, паспорт и выписка из ЕГРИП – для ИП, выписка из ЕГРЮЛ – для юрлица, паспорт и доверенность – для представителя).
  • Выписка из ЕГРП на рассматриваемый надел.
  • В случае необходимости – постановление госэкспертизы по вопросам экологии.
  • Согласие от государства или иного правообладателя землей. Этот документ не нужен, если заключен договор сервитута.

Документы, устанавливающие личность заявителя и заинтересованной стороны, а также согласие правообладателя, непосредственно прикладываются при оформлении. Остальные бумаги запрашиваются компетентным органом по межведомственной линии самостоятельно.

С начала 2017 года в связи с внедрением единого госреестра недвижимости вместо нескольких выписок из разных баз данных запрашивается одна из объединенной базы.

Читайте так же:  Консультация юриста по дтп онлайн бесплатно

Порядок перевода земель из одной категории в другую

Пошаговая процедура перевода:

Установленный акт может быть опровергнут в судебном порядке. Причинами отклонения заявки в переводе являются:

  • На перевод рассматриваемого объекта существует запрет, регламентированный нормативно-правовыми актами федерального или регионального значения.
  • Отрицательное решение, полученное на основании экологической экспертизы.
  • Целевое использование не подходит под объявленную категорию.

Кадастровый учет перевода земельного участка

Перевод объекта из одной формы в иную признается выполненным с момента внесения об этом записи в единый реестр. Занесение таких сведений происходит в пять рабочих суток со времени утверждения акта ответственным ведомством по инициативе последнего.

Переоформлять правоустанавливающие бумаги в случае утверждения и регистрации соответствующего акта не нужно.

Пример перевода земли из одной категории в другую

Гражданин Суровцев М.П. решил перевести свое сельхозугодие в категорию населенного пункта для воздвижения жилой недвижимости. Для этого была оформлена заявка в земельный комитет при районной администрации.

В течение 60 дней заявителю был передан официальный ответ в виде акта об отказе в переводе земельного участка из сельскохозяйственной в категорию населенного пункта по причине невозможности выделения конкретного участка из состава обширной площади сельхозугодий.

Заключение

Процесс перевода земель происходит в компетентном ведомстве по заявке заинтересованной стороны и состоит из следующих этапов:

  1. Сбор нужной к предъявлению документации.
  2. Оформление заявки в госучреждение и приложение к ней собранных бумаг.
  3. Ожидание в течение 60-90 дней в зависимости от сложности делопроизводства.
  4. Получение акта о переводе или отказе в нем.
  5. В случае несогласия с решением госоргана, допускается его обжалование в суде.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по процедуре перевода земель из одной категории в другую

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Николай Петрович. Как влияет кадастровая стоимость земли при изменении ее категории?

Ответ: Здравствуйте, Николай Петрович. Высокая цена земли может стать причиной для отказа в переводе из одной формы в другую. Так, на основании ст. 7 ФЗ № 172 «О переводе земель…», если сельхозугодие по стоимости на 50% или более превышает денежный эквивалент аналогичных земель в данном регионе, такой надел переводу не подлежит.

Какой предусмотрен порядок перевода земель из одной категории в другую?

Главная » Земля » Какой предусмотрен порядок перевода земель из одной категории в другую?

Смена предназначения земельных наделов выполняется в порядке, установленном законодательством. Ознакомившись с нормативными актами, есть возможность выяснить перечень документов необходимых для начала процесса изменения предназначения земли, кто выполняет эти работы и в течении какого времени.

Для чего нужен перевод земель из одной категории в другую?

Каждый надел имеет определенное группирование, и его собственник может пользоваться им только по определенному предназначению.

Определено несколько главных категорий – земли запаса, сельхоз. назначения, населенных пунктов, специального предназначения (промышленные, энергетики и др.), лесного и водного фондов, особенно охраняемые местности. Это подразделение требуется для охраны земель от противозаконного применения.

Одни участки предназначены для строительства многоквартирных домов, иные используются только для ведения сельскохозяйственной деятельности, и наиболее значимым строением на них может быть амбар.

Однако порой возникают ситуации, когда владельцу участка требуется выполнять на нем деятельность, для которой надел не предусмотрен. Чтобы законно это выполнить и существует процедура изменения предназначения земли.

Какой определен порядок перевода земель из одной категории в другую?

Для перемены предназначения надела, его владелец получает новые возможности ее применения, вследствие чего он сможет выполнять на нем необходимые ему действия без нарушения законодательства.

Для осуществления этой процедуры требуется:

  • оформить прошение;
  • собрать требуемые документы;
  • подать заявление с документами в соответственные службы.

Процесс вынесения решения об изменении предназначения земельного участка длится примерно два месяца, когда этот вопрос рассматривают местные власти, и на месяц больше, при направлении документов Правительству РФ.

Перечень нужных документов, и порядок их оформления

При изменении предназначения земли необходимо оформить:

  • выдержка из Единого реестра прав на недвижимое имущество;
  • документы, которые подтверждают личность собственника;
  • выдержка из кадастра или кадастровый паспорт;
  • вывод эксперта о необходимости такой операции или решение экологической экспертизы (при необходимости именно в этом ситуации).

Для удостоверения личности собственника – физического лица, хватит представленной копии паспорта. Для юридического лица и для ИП требуется выдержка из государственных реестров (ЕГРЮЛ, ЕГРИП).

При подаче заявки не владельцем надела, обязательно должно быть его письменное согласие на изменение предназначения участка.

С документами следует подавать и прошение, где указываются:

  • права на надел;
  • аргументация необходимости выполнения процедуры;
  • предназначение земли нынешнее и то, какое хотят получить;
  • кадастровый номер надела.

Куда направлять документы?

При смене предназначения земельного надела следует направиться:

  • в органы исполнительной власти субъектов РФ, если земля с/х, водного и лесного фондов;
  • органы местного самоуправления, если земля в частном или муниципальном владении;
  • в установленное федеральное ведомство или Правительство РФ, если земля принадлежит государству.

Кто имеет право постоянного бессрочного использования земельного участка?

Каким способом узнать кадастровый номер земельного участка, читайте тут.

Кадастровый учет перевода земельного участка

Изменение предназначения надела считается осуществленным после внесения соответствующей отметки в единый реестр. Внесение этой информации выполняется за 5 рабочих дней со времени принятия акта соответствующим ведомством по его инициативе.

Оформлять по-новому правоустанавливающие документы при утверждении и регистрации соответственного акта нет необходимости.

Вариант изменения предназначения земельного участка

Гражданин Суровцев Н.П. принял решение изменить предназначение своих сельскохозяйственных земель в населенный пункт для постройки жилых помещений. С этой целью он оформил заявление в земельный комитет местной районной администрации.

На протяжении 60 дней он получил официальный ответ оформленный актом об отказе в изменении предназначения земель из сельскохозяйственных в населенный пункт для постройки жилых помещений в связи с тем, что нет возможности выделить конкретный надел из всего состава сельхозугодий.

Читайте так же:  Продажа дома и связанные с этим налоги

Специфика перевода с/х земель

Изменение предназначения для сельскохозяйственных земель выполняется в особенных ситуациях, которые непосредственно определены законодательством. Когда собственник или арендатор сельхозугодий пожелает построить на них жилое здание, то самым лучшим вариантом изменения предназначения земли будет то, что границы населенного пункта расширяются, и на данный момент надел окажется, допустим, в черте города (поселка).

Получив разрешение, на этой земле будет возможность возвести дом, собрать на него необходимый пакет документов и прописаться.

Очень сложно рассчитывать на получение разрешения для изменения предназначения наделов, имеющих плодородную почву. Когда земля не представляет особенного интереса для ведения сельского хозяйства, то шансы на получение разрешения значительно увеличиваются.

Земельный участок, которому хотят поменять предназначение, не должен иметь большую ценность в той категории, что он находится. При выполнении этого условия есть возможность изменить предназначение земельного надела.

Вся процедура длится 2 месяца, за исключением вариантов рассмотрения этого вопроса Правительством РФ, в этом случае рассмотрение затягивается еще на 30 дней.

Конспекты юриста

Перевод земельных участков из одной категории в другую

1. ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или участков из одной категории в другую».

Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории (ст 7 ЗКРФ):

  • — земли с/х назначения;
  • — земли населенных пунктов;
  • — земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного спец. назначения;
  • — земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • — земли лесного фонда;
  • — земли водного фонда;
  • — земли запаса.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются ФЗми и требованиями специальных ФЗ. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении (ст 8 ЗКРФ):

  • — земель, находящихся в федеральной собственности — Правительством РФ;
  • — земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель с/х назначения, находящихся в муниципальной собственности — органами исполнит власти субъектов РФ;
  • — земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель с/х назначения — органами местного самоуправления;
  • — земель, находящихся в частной собственности: земель с/х назначения — органами исполнит власти субъектов РФ;
  • — земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Нюанс. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗКРФ и законодательством РФ о градостроительной деятельности.

Перевод земель или участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

  • — установления в соответствии с ФЗми ограничения перевода земель или участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
  • — наличия отрицательного заключения гос. экологической экспертизы, если ее проведение предусмотрено ФЗми;
  • — установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Нарушение установленного ЗКРФ, ФЗми порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается ФЗми.

Процедура перевода земель из одной категории в другую

2. Акт о переводе.

3. Изменения кадастрового учета.

Для перевода земель или участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель/участков из одной категории в другую в исполнительный орган гос. власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Исполнительные органы гос. власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей участков в случаях перевода участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Исполнительный орган гос. власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или участков, направляют копию такого акта в течение 5 дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление гос. кадастрового учета недвижимого имущества и ведение гос. кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством РФ, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти гос. учреждение (далее — орган кадастрового учета).

[2]

О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей участков с указанием акта о переводе земель/участков, а также органы, осуществляющие гос. регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение 7 дней изменений в связи с переводом из одной категории в другую в записи Единого гос. реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Перевод из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления гос кадастрового учета участков в связи с изменением их категории. Переоформление правоустанавливающих документов на участки, в отношении которых приняты акты о переводе, не требуется.

Отнесение к одной из установленных ЗКРФ категорий земель является обязательным. Если категория земель указана не в документах гос. кадастра недвижимости, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений в документы гос. кадастра недвижимости и в записи Единого гос. реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется на основании правоустанавливающих документов на участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей участков.

Если категория земель не указана в документах гос. кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов — к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования участка.

Читайте так же:  Как оформить наследство на квартиру

Перед отдельных видов категорий земель в другую категорию

Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного спец. назначения (далее — земли промышленности и иного спец. назначения) в другую категорию осуществляется без ограничений, за исключением случаев:

  • — перевод земель промышленности и иного спец. назначения, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
  • — перевод земель промышленности и иного спец. назначения, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов гос. власти или органов местного самоуправления.

Перевод земель/участков особо охраняемых территорий и объектов в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений гос. экологической экспертизы и иных установленных ФЗми экспертиз в соответствии с законодательством РФ об охране окружающей среды, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

Перевод земель другой категории в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае:

  • — создания особо охраняемых территорий;
  • — создания туристско-рекреационных особых экономических зон;
  • — в иных установленных ЗКРФ и другими ФЗ случаях.

Перевод земель/участков лесного фонда, занятых защитными лесами в земли других категорий разрешается в случае:

  • — организации особо охраняемых природных территорий;
  • — установления или изменения границы населенного пункта;
  • — размещения объектов гос. или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
  • — создания туристско-рекреационных особых экономических зон.

Перевод участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого участка осуществляется только после формирования в установленном порядке участка, в отношении которого принимается акт о переводе из состава земель запаса в другую категорию земель.

Перевод земель/участка водного фонда в другую категорию допускается в случаях:

  • — создания особо охраняемых природных территорий;
  • — установления или изменения границ населенных пунктов;
  • — размещения объектов гос. или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;
  • — прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов, в том числе связанных с созданием искусственных земельных участков, при наличии положительного заключения гос. экологической экспертизы.

Ввод искусственно созданного участка в эксплуатацию на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, является переводом земель водного фонда в земли категории, указанной в разрешении на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности.

Перевод земель/участка другой категории в земли водного фонда допускается в случае:

  • — если земли заняты водными объектами;
  • — строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах;
  • — изменения русла рек и иных изменений местоположения водных объектов.

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ
«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 2005 г., 17 апреля, 3 июня, 4, 18 декабря 2006 г., 10 мая, 30 октября, 8 ноября 2007 г., 13 мая, 23 июля 2008 г., 14 марта, 8 мая, 25 декабря 2009 г., 20 марта, 1, 12, 19 июля 2011 г., 7 июня 2013 г., 31 декабря 2014 г., 20 апреля 2015 г., 1 мая, 3 июля 2016 г., 29 июля 2017 г., 27 декабря 2018 г., 1 мая 2019 г.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Принят Государственной Думой 3 декабря 2004 года

Одобрен Советом Федерации 8 декабря 2004 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

21 декабря 2004 года

Законом регулируются правоотношения, возникающие при решении вопросов об изменении целевого назначения земель. Устанавливается порядок действий государственных органов и органов местного самоуправления по переводу земель из одной категории в другую: порядок инициирования перевода земель, содержание ходатайств и условия, сроки их рассмотрения, принятие решений о переводе земель и содержание таких решений, основания для отказа в переводе, порядок обжалования указанных решений. Кроме того, устанавливаются особенности перевода отдельных категорий в другие категории, обязательность отнесения земельного участка к определенной категории земель и осуществление перевода земель из одной категории в другую до разграничения государственной собственности на землю.

Федеральный закон вступает в силу с 5 января 2005 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 5 января 2005 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 28 декабря 2004 г. N 244, в «Российской газете» от 30 декабря 2004 г. N 290, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 52 (часть I) ст. 5276

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 102-ФЗ

Изменения вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 июля 2011 г. N 209-ФЗ

Читайте так же:  Соцобеспечение пенсионеров виды гос помощи в рф

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2009 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

[3]

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г., за исключением подпункта «а» пункта 1 статьи 33 названного Федерального закона, который вступает в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня введения в действие Лесного кодекса РФ

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ

Федеральный закон от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Перевод земель из одной категории в другую

Категория земельного участка напрямую определяет возможности и виды его использования, застройки. Например, земли, предназначенные для ведения сельского хозяйства, могут использоваться только для с/х угодий. Невозможно использование земли без учета ее назначения, это будет считаться нарушением Федерального Закона(ФЗ № 172). Нецелевое использование земельного участка запрещено и карается штрафами, их ввели в 2015 г.

Регулируют такие отношения соответствующий ФЗ и Земельный кодекс. Лицо, нарушающее законы, привлекается к административной ответственности. За нарушения такого плана и не постановку на учет предусмотрен штраф. Более того, при продаже такого участка могут возникнуть трудности.

Смена категории и постановка на учет происходят в установленном порядке и имеют свои особенности. На практике добиться распоряжения на то, чтобы поменять целевое назначение той или иной территории не очень просто. Более того, ФЗ регулярно обновляется, практически каждый год в него вносятся поправки (это уже было и в 2015, и в 2016 гг.), что на практике может усложнить процедуру.

Какие категории земель существуют?

Целевое назначение и разрешенное использование земельных участков – тесно взаимосвязанные понятия. Они определяют вид использования земли, какие постройки могут на ней располагаться (или никакие не могут вообще, как, например, в водоохранных зонах).

Всего выделяют 7 категорий целевого назначения:

  • сельскохозяйственные, т. е. предназначенные для выращивания овощных, зерновых, плодовых и пр. культур, пастбищ, огородничества, пашен, садоводства, фермерства и т.д.;
  • лесной фонд;
  • земли поселений, т. е. занятые населенными пунктами различной величины (кстати, здесь не возбраняется заниматься садоводством и огородничеством в пределах своего участка);
  • водный фонд;
  • участки, отведенные под производство и промышленность, а также территории спец. назначения и отведенные под оборонно-промышленный комплекс;
  • земельные участки, отведенные под ООПТ;
  • земли запаса, т. е. участки, с неопределенными или не установленными категориями, также сюда будут относиться территории еще не поставленные на учет.

Земли могут использоваться только в соответствии со своим целевым назначением и разрешенным видом пользования. В противном случае это будет считаться нарушением Федерального Закона (ФЗ №172). Нецелевое использование земельного участка карается штрафом.

Кто может изменить категорию земель?

Это зависит от того, кому принадлежит тот или иной участок. Так, земли, принадлежащие государству и относящиеся к федеральной собственности, могут изменить свою категорию и перейти в другой фонд только по соответствующему постановлению Правительства РФ. Если территории, относятся к собственности субъектов федерации, то решить вопрос об их переводе в другую категорию могут только органы исполнительной власти данных субъектов.

Это же правило распространяется на земли сельскохозяйственного назначения, независимо от того, в чьей собственности они находятся: субъекта или муниципалитета. Органы местного самоуправления могут выносить распоряжения, касающиеся участков, находящихся в муниципальной собственности, но при этом не имеющих сельскохозяйственного назначения.

Как правило, территории ООПТ находятся на федеральном учете и не подлежат продаже. Сложно вывести из пользования сельскохозяйственные угодья. Могут быть проблемы с территориями лесного и водного фонда. Другое дело с не состоящими на учете. Их довольно перевести в любой фонд.

Начать процедуру по изменению категории земель может широкий спектр лиц:

  • в первую очередь, это те, в чьей собственности находятся территории;
  • владельцы собственности на данных участках;
  • те, кто используют недра (например, для добычи полезных ископаемых), расположенные на этих землях;
  • граждане, физические и юридические лица, собирающиеся приступить к застройке участка и уже имеющие разрешение на эти действия, а также согласовавшие размещение объектов;
  • органы местного самоуправления;
  • другие заинтересованные лица (например, при продаже и переоформлении документов).

Как изменить категорию земель: инструкция

Сейчас особенно актуален вопрос о переводе земель из одной категории в другую в связи со сменой вида использования и назначения при продаже или оформлении в собственность. Например, участки, отведенные еще в советское время под промышленные комплексы, становятся территориями городов, сельскохозяйственные угодья признают ООПТ и многие другие случаи. Все действия по постановке на учет должны осуществляться в установленном порядке.

Изменение целевого назначения земельного участка и перевод его из одного фонда в другой – процедура длительная, сложная, зачастую дорогостоящая. Поэтому, прежде чем затевать этот непростой процесс всегда нужно оценить свои силы, а также степень необходимости такого шага. Необходимо понимать, что могут потребоваться дополнительные процедуры, например, судебная геодезическая экспертиза.

Сложнее всего произвести перевод земель лесного и водного фондов, ООПТ, сельскохозяйственных территорий (пашен, полей), а также участков, находящихся на федеральном учете и в собственности государства. Закон строго следит за соблюдением вида использования и привлекает к ответственности за нарушения условий эксплуатации. Только в редких случаях ФЗ разрешает смену вида или продажу такой собственности.

Читайте так же:  Реструктуризация задолженности по кредиту основные схемы и порядок оформления

Составить ходатайство

Процедура начинается с первого шага – составления ходатайства о переводе земель из одной категории в другую. Очень важно его правильно составить, т. к. нарушения и неточности в подаваемых бумагах могут стать причиной для отказа в рассмотрении дела. В бумагах указывают:

  • кадастровый номер земельного участка;
  • актуальная категория, к ней относится участок на данный момент (сельскохозяйственный, промышленный, водного фонда);
  • категория, в которую предполагается его перевести (сельскохозяйственный, поселений, лесного фонда);
  • обоснование для изменения категории и переноса в другой фонд;
  • документы, подтверждающие права на земельный участок, часть его территории и пр., однозначно сообщающие, что лицо подающее ходатайство имеет на это право.

В настоящее время наличие обоснования для смены категории является обязательным. На это четко указывает ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Подготовить документы

Правильно составленное ходатайство – еще половина дела. Не менее важный шаг – сбор и подготовка пакета документов, которые будут приложены к ходатайству. Необходимо учесть все тонкости и возможные подводные камни, т. к. при малейшем несоответствии в бумагах ходатайство будет отклонено. К нему должны прилагаться:

  • выписка из кадастра, где указываются полные сведения об интересующем участке;
  • копия документа, удостоверяющего личность (паспорта) – для физ.лица, для ИП и юр.лиц – выписки из госреестров;
  • выписка из госреестра, подтверждающая право заявителя на данную процедуру;
  • согласие правообладателя на изменение категории, к которой относится территория;
  • если ФЗ предусматривает проведение экологической экспертизы, то она должна быть проведена, а ее заключение также прикладывается к ходатайству.

Лучше всего заполнить специальную форму. Это позволит не упустить важные детали. Подача бумаг осуществляется в принятом порядке.

Подать документы

Подготовленный пакет документов и ходатайство необходимо подать в соответствующие органы местного самоуправления или в органы исполнительной власти субъекта или федеральные. Срок регистрации ходатайства – 1 день. Рассмотреть его и вынести постановление органы должны за 3 месяца с момента регистрации.

Однако Федеральный Закон предусматривает случаи, когда заявитель может получить отказ относительно рассмотрения его ходатайства. Их немного. Отказ можно получить, если с ходатайством обращается ненадлежащее лицо или нарушены требования к оформлению бумаг. Также неполный пакет документов может стать причиной для отказа в рассмотрении дела.

Если органы исполнительной власти (федеральные или местные) решают отказать в рассмотрении ходатайства, они должны вернуть бумаги заявителю в течение месяца с о дня подачи. При этом обязательно должны быть указаны причины, почему отказано в рассмотрении дела. При повторной подаче ходатайства это поможет избежать старых ошибок и позволит учесть особенности перевода земель из одной категории в другую.

Дождаться решения

Правильно составленные бумаги не являются гарантией того, что будет принято положительное решение по поставленному вопросу. Заявитель может получить как отказ, так и разрешительные бумаги. При этом органы власти должны в течение 14 дней сообщить о вынесенном решении и выдать постановление. Все это осуществляется в принятом порядке.

Основаниями для отказа могут стать:

  • некорректно составленные бумаги;
  • ложные сведения;
  • отсутствие в нем необходимых данных: имеющаяся категория земель, планируемый вид использования;
  • отсутствие документов, которые устанавливают право на смену категории;
  • нет почтового адреса заявителя;
  • ходатайство не будет считаться действительным, если оно не содержит личной подписи заявителя или его уполномоченного представителя;
  • если в поданных бумагах содержатся оскорбления, нецензурные выражения и угрозы в адрес должностного лица и членов его семьи. За это заявитель может быть привлечен к ответственности по закону, также на него могут наложить штраф;
  • может послужить основанием для отказа и почерк заявителя, если ходатайство неразборчиво написано от руки. Если документ не удается прочитать, рассматривать его никто не будет.

Кроме проблем с поданными бумагами могут возникнуть осложнения с самим земельным участком. Так, перевод из одной категории в другую невозможен в нескольких ситуациях:

  • федеральные законы устанавливают ограничения на переводы и изменения категорий земель, например, их много у сельскохозяйственных территорий;
  • если распоряжением экологической экспертизы запрещена смена назначения и использования;
    перевод противоречит документам о планировании, землеустройстве.

У заявителя есть 30 дней на то, чтобы обжаловать вынесенное решение по вопросу об изменении статуса земель. Также лицо, подавшее документы, и не получившее ответа в установленный срок, имеет право пожаловаться на бездействие соответствующих органов власти в соответствующем порядке.

Внести сведения об изменении категории

Если заявитель получает положительное решение по своему вопросу, то процедура на этом не заканчивается. Он должен внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости. На это у него есть 30 дней. В это время заключительная процедура учета проводится бесплатно. Нужно только принести все требуемые документы, взять с собой собственно постановление о смене категории земель.

После этого необходимо заполнить специальную форму, и изменения будут внесены. Если срок пропустить, то могут возникнуть осложнения как финансового, так и правового характера. Только после этого процедуру по изменению категории можно считать завершенной.

Более того, если начать осваивать территорию, не внося изменений в кадастр и на ставя ее на учет, даже имея на руках распоряжение, то можно получить штраф за нецелевое использование земельного участка, а собственник может быть привлечен к дополнительной административной ответственности. Такие действия могут рассматриваться как нарушения Федерального Закона (ФЗ № 172).

Вот и все, что касается того, как изменить целевое назначение земельного участка. Дополнительно следует ознакомиться со списком случаев, когда перевод невозможен. Для каждой категории существую свои виды запрещенных операций. Все подробно расписано в соответствующем ФЗ.

Поменять разрешенный вид не так уж и сложно, но нудно быть готовым к тому, что могут потребоваться не один и не два месяца.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Однако это лучше, чем нести ответственность и платить штрафы за незаконную деятельность, иметь потом трудности с продажей, законом и т.д.

Перевод земель из одной категории в другую
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here