Натуральное возмещение по осаго

Описание страницы: натуральное возмещение по осаго - 2020 от профессионалов для людей.

«Натуральное» возмещение в ОСАГО

На сегодняшний день приоритетным способом страхового возмещения по легковым автомобилям граждан, зарегистрированным в России, является ремонт по направлению страховой компании. При этом для юридических лиц и владельцев прочих категорий транспорта «обязаловка» не предусмотрена: таковые по желанию могут получить выплату в денежной форме.

[2]

Возможность выбора автосервиса

Согласно п. 3.1 ст. 15 ФЗ в новой редакции , ещё при заключении договора страхователь может выбрать станцию техобслуживания из предоставленного страховщиком списка и указать её в заявлении на страхование. При страховом случае по прямому возмещению убытков страховщик должен будет направить поврежденную машину на выбранный автосервис. В противном случае потерпевший вправе потребовать выплату деньгами.

При этом для страховых компаний такая ситуация влечёт определённые сложности. В частности, большинство клиентов могут выбрать наиболее зарекомендовавшие себя автомастерские – соответственно, для страховщиков повышается риск затянуть с ремонтом.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

С другой стороны, автовладельцы при направлении на ремонт фактически получают выплату без учета износа – при восстановительном ремонте разрешено использование только новых комплектующих и деталей. Не исключено, что в определённых случаях компаниям будет выгоднее отказать потерпевшему в направлении на желаемый техцентр и осуществить возмещение в денежной форме (с учётом износа).

А что же с выплатой деньгами?

Право на выплату денежными средствами вне зависимости от категории повреждённого транспорта предусмотрено в следующих случаях (п. 16.1 ст. 12 Закона):

  • если транспортное средство не подлежит восстановлению (полная гибель);
  • при смерти потерпевшего, а также при причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью;
  • владельцем машины является инвалид 1-2 группы;
  • страховщик не может или не хочет организовать ремонт автомобиля в автомастерстской (в том числе – выбранной из предложенного страховой компанией перечня);
  • затраты на ремонт превышают 400 000 руб. (страховую сумму по ОСАГО ) или лимит при оформлении события по «европротоколу», а также если установлена обоюдная вина (при условии, что потерпевший заявитель не согласен на доплату за ремонт);
  • наличие письменного соглашения между потерпевшим и страховщиком.

Как уже отмечалось, в отличие от ремонта денежная выплата будет рассчитываться с учетом износа деталей пострадавшего автомобиля. Поэтому можно предположить, что страховые компании далеко не всегда будут пользоваться своим правом направить машину на автосервис.

Ремонт или деньги – что предпочесть

В случае если страховщик предлагает заменить ремонт денежной выплатой, в числе прочего клиенту нелишне подумать о сроках возмещения. Законом (п. 15.2 и п. 21 ст. 12) установлено, что направление на ремонт должно быть выдано страховой компанией в течение 20 календарных дней (без учёта праздничных выходных) со дня принятия заявления о событии; срок же проведения восстановительного ремонта может составить до 30 рабочих (!) дней со дня предоставления машины на техцентр.

Таким образом, с момента подачи заявления до получения отремонтированного авто может на вполне законных основаниях пройти более двух месяцев. Не каждый согласится столько ждать. При этом максимальный срок выплаты деньгами составляет 20 календарных дней – также без учёта праздничных выходных.

Что еще ожидает клиента при выборе направления на ремонт

Помимо запрета на использование подержанных запчастей законом также установлено, что:

  • автомобили не старше 2 лет будут направляться на ремонт к дилеру;
  • автомастерская должна быть удалена не более чем на 50 км от места жительства потерпевшего или места ДТП;
  • гарантийный срок на ремонт составляет 6 месяцев, а для лакокрасочного покрытия и кузовных работ – 12 месяцев.

Если срок ремонта превысит нормативно установленный (30 дней), страховщик должен будет заплатить пострадавшему дополнительно 0,5% за каждый дополнительный день. В случае обнаружения недостатков произведённых работ автовладелец сможет предъявить претензии страховой компании, поскольку последняя отвечает за качество ремонта. Для автолюбителей в данной ситуации видится явный плюс – страховщики будут заинтересованы в повышении качества работы станций техобслуживания, с которыми сотрудничают.

В заключение стоит отметить, что закон не имеет обратной силы: изменения будут касаться тех автовладельцев, кто оформит автогражданку уже после вступления поправок в силу. Не исключено, что эффект от изменений, каким бы он ни был, станет ощутим лишь в начале зимы.

Натуральное возмещение по ОСАГО

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
    • Страховая выплата по ОСАГО или ремонт на СТО? Выбор формы страхового возмещения

    Если договор ОСАГО заключен ранее 28.04.2017 года, потерпевший вправе выбрать одну из двух форм страхового возмещения по ОСАГО:

    • получить страховую выплату в денежном выражении;
    • выбрать натуральную форму — ремонт автомобиля на СТО, с которой у страховщика есть соответствующий договор. В этом случае организует и оплачивает ремонт страховщик.

    Актуальные разъяснения и комментарии по состоянию законодательства на 2018 год о порядке возмещения причиненного в ДТП вреда, образцы исковых заявлений, претензии содержатся в публикации «Страховое возмещение по ОСАГО. Порядок, формы, иски, претензии, сроки».

    Общее правило: страховое возмещение в форме ремонта ТС!

    Если договор ОСАГО заключен 28.04.2017 года и позже, страховое возмещение причиненного вреда осуществляется путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного автомобиля потерпевшего. Такая (натуральная) форма страхового возмещения с указанной даты приоритетна для граждан России, являющихся собственниками легковых автомобилей, зарегистрированных в России (п. 15.1 ст. 12 Закона об ОСАГО).

    Приоритет натуральной формы страхового возмещения (т.е. ремонта ТС) над страховой выплатой действует только в отношении зарегистрированных в России легковых автомобилей, принадлежащих гражданам Россиии. То есть, по-прежнему сохраняется право выбора формы страхового возмещения в отношении:

    • грузовых автомобилей;
    • автомобилей организаций;
    • автомобилей, зарегистрированных в других государствах.

    Исключения из общего правила о натуральной форме страхового возмещения

    Итак, с 28.04.2017 года, вне зависимости от желания потерпевшего гражданина страховое возмещение может быть осуществлено только путем организации и (или) оплаты страховщиком восстановительного ремонта поврежденного авто. Но имеются и исключения из указанного «приоритета».

    Читайте так же:  Реально ли получить кредит под залог земельного участка

    Нет выбора: только деньги!

    Закон об ОСАГО содержит ряд норм, в соответствии с которыми, потерпевший не может выбрать натуральную форму страхового возмещения и страховщик обязан произвести страховую выплату в денежном выражении в следующих случаях (п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО):

    • полной гибели транспортного средства;
    • смерти потерпевшего;

    Есть выбор: деньги или ремонт!

    В некоторых случаях, потерпевший, желающий получить деньги вместо ремонта должен прямо указать об этом в заявлении о страховом возмещении или не согласиться на доплату за ремонт на СТО. Потерпевший вправе выбрать деньги (страховую выплату) вместо ремонта в случае (п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО):

    1. причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;

    2. если потерпевший является инвалидом, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 17 закона об ОСАГО, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;

    3. если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает 400 тысяч рублей или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с п. 22 статьи 12 закона об ОСАГО все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;

    Другими словами, в том случае, если стоимость ремонта превышает 400000 рублей (пп. «б» ст. 7 Закона об ОСАГО) или 50000 рублей при «европротоколе» (п. 4 ст. 11.1 Закона об ОСАГО), либо страховка меньше из-за учета степени вины всех участников ДТП (п. 22 ст. 12 закона об ОСАГО), вам сделают ремонт только при вашем согласии на доплату необходимой на ремонт суммы. Если нет – выплатят денежные средства в размере причитающейся вам страховой выплаты (в пределах сумм, указанных выше).

    4. если ни одна из СТО, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию ремонта, не соответствует установленным правилами ОСАГО требованиям и потерпевший не дал согласия в письменной форме на получение направления на ремонт на одну из таких СТО. В этом случае страховщике возмещает вред в форме страховой выплаты (абз. 6 п. 15.2 статьи 12 закона об ОСАГО).

    В каком случае СТО признается не соответствующей требованиям к организации ремонта? Такие требования, в частности, установлены в п. 15.2. ст. 12 закона об ОСАГО:

    5. если при прямом возмещении убытков страховщик не может организовать ремонт на СТО, которая была указана при заключении договора ОСАГО, потерпевший вправе выбрать возмещение причиненного вреда в форме страховой выплаты или согласиться в письменной форме на проведение ремонта авто на другой предложенной страховщиком СТО (абз. 2 п. 3.1 ст. 15 закона об ОСАГО).

    6. если потерпевший и страховщик заключили письменное соглашение о страховом возмещении в форме страховой выплаты (получении денежных средств вместо организации и оплаты ремонта ТС).

    Натуральное возмещение ущерба по полису ОСАГО в 2019 году

    Закон об обязательном страховании был принят в 2002 году. В рамках данного договора виновные водители получили финансовую защиту, в результате наступления ДТП. Если ранее пострадавшие получали средства на руки, по итогам оценки независимого эксперта, то с 2017 года появилось такое понятие, как натуральное возмещение по ОСАГО.

    Что такое натуральное возмещение по ОСАГО

    Натуральное ОСАГО появилось с 28 апреля 2018 года. Суть нового законопроекта заключается в том, что пострадавшая сторона, при наступлении ДТП получает направление на станцию, которая проводит ремонтные работы.

    Получается, это компенсация, при которой клиент не получает средства на руки, а предоставляет авто для проведения ремонта. Что касается оплаты, то вся ответственность возложена на страховщика.

    В рамках нового закона автолюбителям предложили несколько преимуществ:

    • Время по выплате сократиться, поскольку не нужно показывать машину эксперту и ждать итоги оценки.
    • Часто водителям не хватала полученной суммы, в результате чего приходилось составлять претензию и обращаться в суд. Благодаря этому закону проблема недоплаты решена.
    • Каждый водитель может выбрать сам станцию из доступного списка. Страховщики обязаны сотрудничать только с крупными автосалонами. Получается, что на сомнительный ремонт «в гараж» вас не отправят.

    Благодаря натуральному возмещению ущерба по полису ОСАГО государство желает огородиться от многочисленных мошенников, которые делают подставные ДТП с целью получения выгоды.

    Можно ли получить деньгами

    Изучив отзывы в интернете, станет ясно, что не всем автолюбителям нововведение пришлось по душе. Многих участников движения интересует, можно ли получить наличные и самостоятельно оплачивать ремонтные работы.

    В рамках закона предусмотрены исключения, в результате которых выплачиваются деньги по ОСАГО. Денежная выплата производится:

    • наследникам по закону, в случае смерти пострадавшего;
    • если потерпевшему причинен вред здоровью средней тяжести;
    • в случае, если пострадавшая сторона является инвалидом и авто необходимо по медицинским показаниям;
    • при полной гибели авто;
    • если стоимость ремонтных работ превышает установленного лимита, в пределах 400 тысяч рублей и виновник не согласен добровольно доплачивать разницу;
    • при обоюдной вине;
    • если страховщик не может обеспечить проведение ремонтных работ на соответствующей станции.

    Также выплаты по ОСАГО в денежной форме предусмотрены по соглашению сторон. Важно учитывать, что соглашение должно быть составлено в письменной форме и подписано как со стороны страхователя, так и страховщика.

    Как определяются СТО для ремонта

    В новых правилах прописано как происходит возмещение при натуральном ОСАГО и выбор станции. Изучив их, станет ясно, что:

    • СТО выбирает клиент, а не определяет финансовая компания по собственному желанию;
    • страховщик обязан выдать направление на пункт, который находится не более 50 км от места ДТП или прописки владельца автомобиля;
    • если СТО нет поблизости, то страховая организация обязана предложить другую, и оплатить расходы, связанные с дополнительной транспортировкой;
    • в течение 30 дней решить вопрос с ремонтом.

    Важно! Если финансовая компания в течение 30 дней не решит вопрос с ремонтом, то в рамках закона она будет обязана выплатить клиенту пени, за каждый просроченный день. Размер пени составляет 0.5% от суммы ущерба.

    Можно ли сделать ремонт в другом СТО

    Зачастую водители интересуются, можно ли при ОСАГО сделать ремонт на другой станции? Если изучить правила, станет ясно, что страхователь может выбрать из списка.

    Читайте так же:  Как получить справку о кадастровой стоимости участка онлайн

    При желании получить направлению на свое СТО, которая не включена в список, потерпевшая сторона может получить отказ на законном основании. В этом случае страховщики могут только предложить выплату в денежной компенсации.

    Порядок натурального возмещения по ОСАГО

    Выплата по автогражданской ответственности при натуральном ОСАГО возможна только после получения письменного согласия от потерпевшего. Рассмотрим детально порядок выплаты:

    1. Выбор СТО. При обращении в офис урегулирования убытков необходимо заполнить заявление, в котором указать название СТО, на которой желаете отремонтировать поврежденный транспорт. Как только заявление будет заполнено, пострадавшая сторона получает направление, с которым обязана проехать на выбранный пункт. Сроки обращения строго фиксированы, поэтому не стоит затягивать.
    2. Предоставление транспорта. На станцию необходимо передать поврежденный автомобиль и подписать акт-приема передачи. Именно в этом документе указывается, что авто передается для проведения ремонтных работ. Также фиксируется срок, в течение которого СТО обязана выполнить свои обязательства.
    3. Подписание акта выполненных работ. Отремонтированный автомобиль стоит принять по акту. Если вас не устраивает качество работы, то акт подписывает не стоит. В подобной ситуации следует написать заявление, с просьбой исправить недочеты. При получении отказа следует обращаться в суд. При этом важно учитывать, что показывать отремонтированный автомобиль страховщику не требуется.

    Что выгоднее натуральное возмещение или деньги

    С введением новых правок по натуральному возмещению вреда при обязательном страховании, автолюбители стали задуматься, что выгоднее: деньги или ремонт. Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо понять, что желает клиент:

    • быстро отремонтировать машину без решения финансовых вопросов;
    • заработать и не делать ремонт.

    Натуральная выплата выгодна тем, что:

    • клиент может получить направление на специализированное СТО в день обращения;
    • не нужно самостоятельно вносить оплату на станцию;
    • не стоит переживать, что не хватит средств для оплаты ремонта;
    • машину могут восстановить в течение нескольких дней.

    Выплата в денежной форме выгодна тем, что:

    • клиент сам решает, восстанавливать авто или нет;
    • потерпевший может самостоятельно отремонтировать транспорт и сэкономить.

    Важные моменты, которые нужно знать про ремонт по ОСАГО

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Выбирая в рамках закона натуральное возмещение по автогражданке, следует учитывать основные моменты:

    • прежде чем соглашаться на станцию, стоит изучить отзывы в интернете;
    • согласно закону, вы можете присутствовать во время проведения ремонтных работ и задать интересующие вопросы;
    • принимая машину, тщательно проверяйте отремонтированные детали;
    • после того, как примут авто, в течение 1 месяца должны быть оказаны ремонтные работы;
    • ремонт новых транспортных средств, со сроком выпуска менее 2 лет, должен происходить только на стации официального дилера.

    Подводя итог, стоит отметить, что в рамках обязательного договора клиент может отремонтировать машину на станции. Основная цель введения натурального возмещения – быстрое и качественное предоставление ремонтных услуг на станции.

    Если вы ремонтировали авто после ДТП на специализированном пункте, предлагаем поделиться опытом и рассказать читателям нашего портала:

    • насколько вам понравился новый способ получения компенсации;
    • в какую компанию обращались;
    • как быстро отремонтировали авто и устроило ли качество выполненных работ.

    [1]

    Также для всех читателей работает круглосуточный консультант на сайте, который подсказывает ответы на любые вопросы максимально быстро.

    После прочтения не забывайте ставить лайк и делиться полезной статьей со своими друзьями в социальных сетях.

    Подробнее узнать о том, как возместить ущерб по ОСАГО и какое возмещение лучше сделать, вы сможете в следующей статье.

    ОСАГО: натуральное возмещение

    Больше месяца прошло с тех пор, как вступил в силу закон, «упрощающий» жизнь автовладельцев и спасающий «невыгодный» бизнес автостраховщиков. Убирать или оставлять кавычки: действительно ли новые правила будут работать на благо пострадавших в ДТП и решат ли проблемы страхового бизнеса?

    Закон о приоритете ремонта как способа возмещения по ОСАГО для пострадавших в ДТП автомобилей вступил в силу 28 апреля 2017 года. Новые правила распространяются на тех, кто оформил страховку после этой даты. Но даже если у вас еще несколько месяцев
    до момента продления полиса ОСАГО и вы считаете, что вам пока рано думать о том, как повлияют нововведения на жизнь автомобилистов, то в случае ДТП с обладателем «нового» полиса изменения напрямую коснутся и вас.

    Зачем и кому вообще понадобилось менять устоявшуюся систему?

    Большие надежды на реформирование ОСАГО возлагают именно страховые компании. — Одной из целей реформирования ОСАГО было улучшение качества этой услуги благодаря тому, что мы отказались от учета износа деталей, — пояснил Сергей Мороз, руководитель Российского союза автостраховщиков в СФО.

    — Размер выплаты страхового возмещения, по экспертным оценкам, стал из-за этого больше на 25-30 % от возмещения с учетом коэффициента износа. Но мы предполагаем, что за счет исключения из цепочки недобросовестных юристов по такой форме работать будет справедливее и выгоднее.

    [3]

    Недобросовестные юристы, которых упоминает Сергей Мороз, — это «автоюристы», делающие бизнес на увеличении в судах сумм выплат владельцам авто (о них мы писали в материале «Автоюристы VS страховщики»). Некоторые из них работают за процент от итоговой суммы, а некоторые — просто «покупают» перспективные аварийные случаи у водителей, а итоговую сумму компенсации, которую удалось отстоять в суде, кладут себе в карман. Для защиты от такой спекулятивной схемы страховщики инициировали этот закон.

    Но надо признать, что «покупка аварий» понятна и удобна для конкретного водителя. В новых условиях ему придется выбирать мастерскую только из списка на сайте страховой компании, за качество ремонта отвечает не мастерская, а страховщик, а жаловаться на них можно в Центробанк.

    Читайте так же:  Как проверить долги через судебных приставов

    По мнению главы РСА Игоря Юргенса, позитивные последствия реформирования ОСАГО проявятся не сразу, а через год-полтора после вступления закона в силу. Однако есть и другая статистика. Так, по данным Центробанка, в 2016 году страховщики выплатили пострадавшим в ДТП 173 миллиарда рублей, а на продаже полисов они заработали 234 миллиарда рублей — это почти на 60 миллиардов больше.

    В чем выгода для конкретного водителя?

    Страховые компании в ответ приводят свой аргумент: по новому закону ремонт может производиться только новыми деталями. Но как эта система взаимосвязей будет работать на практике — пока сложно оценить. По мнению главы РСА Игоря Юргенса, позитивные последствия реформирования ОСАГО проявятся не сразу, а через год-полтора после вступления закона в силу.

    Авторы нового закона утверждают, что он выгоден автолюбителям по нескольким причинам. Прежде всего, он избавит их от необходимости заниматься организацией ремонта пострадавшей в ДТП машины. Теперь эта забота ложится на плечи страховой компании.

    Еще один «козырь» реформированного ОСАГО — отказ от коэффициента износа. Методика расчета расходов на ремонт автомобиля с учетом износа деталей действует в России с 2014 года, она учитывает «возраст» машины или детали, а также срок их эксплуатации. Теперь же ремонтировать железного коня будут только с использованием новых деталей.

    В каких случаях заплатят деньгами?
    • ущерб от ДТП превышает 400 тыс. рублей или машина не подлежит восстановлению;
    • водитель погиб или получил тяжкий вред здоровью;
    • владелец поврежденного автомобиля — инвалид;
    • участники ДТП оформили европротокол, а сумма ущерба превышает 50 тыс. рублей;
    • в радиусе 50 км от места жительства или места аварии страхователя нет СТО-партнеров страховщика;
    • для новых автомобилей — если в списке партнеров нет официального дилера нужной марки;
    • страховая компания и автовладелец договорятся о возмещении ущерба деньгами, например, в случае если на пострадавшую машину уже не выпускают запчасти.

    За качество отвечает страховщик

    Достоинством автостраховых перемен сторонники нового закона называют и то, что владелец машины еще на этапе покупки полиса ОСАГО может выбрать сервис, где его машина будет ремонтироваться в случае ДТП. Актуальный перечень СТО с адресами, списком марок и годов выпуска ремонтируемых автомобилей, а также примерными сроками проведения ремонта должен быть опубликован на сайте страховой компании. При этом за качество и сроки обслуживания отвечать будет именно страховщик.

    — В конструкции закона ответственность за качество ремонта возложена на страховую компанию, установлены соответствующие сроки ремонта и гарантии на ремонт, — поясняет Сергей Мороз. — Если у потерпевшей стороны после ремонта будут оставаться вопросы или претензии, процедура следующая: он обращается к страховщику, а страховщик организует рассмотрение этой претензии, то есть взаимодействует с СТО, которая производила ремонт, и урегулирует этот вопрос. Если потерпевшая сторона будет не согласна с результатом рассмотрения этой претензии, то у нее остается право обращения в суд.

    Если же страховая компания не заключила договоры с СТО, она может работать по старым правилам: возмещать ущерб в случае ДТП только деньгами. Кстати, в законе прописано, что автосервисы должны быть расположены не далее, чем в 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего — по его выбору.

    Что касается новых автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более двух лет, то они могут ремонтироваться в автоцентрах официальных дилеров с сохранением гарантийных обязательств.
    Пострадавший также может выбрать автосервис, где он привык ремонтироваться. Но только с письменного согласия своей страховой компании.

    Куда обращаться с жалобой?

    Если автовладелец считает, что страховая компания нарушает его права, он может обратиться с жалобой в Банк России в электронном виде через интернет-приемную на сайте www.cbr.ru или в письменном виде в Отделение по Томской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации по адресу: 634041, г. Томск, пр-т Комсомольский, 68.

    СТОпроцентные гарантии?

    Вопрос, который наверняка волнует всех владельцев авто, — кто будет гарантировать качество ремонта? В настоящее время вся ответственность ложится на плечи страховых компаний, именно с ними пострадавший будет решать все вопросы. Например, если автосервис «сорвет» сроки ремонта, а по закону ему дается на устранение всех неполадок 30 рабочих дней, наказание в виде штрафов и неустоек в пользу потерпевшей стороны понесут страховщики.

    В случае возникновения проблем до истечения гарантийного срока на ремонт претензии также нужно будет предъявлять страховой компании. В течение пяти дней после поступления жалобы автомобиль обязаны осмотреть и отправить на повторный ремонт, если информация о недостатках подтвердится.

    Минимальный гарантийный срок на ремонт составляет не менее 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, — 12 месяцев. При этом страховая компания заинтересована в достойном выполнении работ при «компенсации натурой». Ведь если в течение года на нее неоднократно будут поступать жалобы на плохую организацию и качество восстановительного ремонта, Банк России вправе запретить возмещать убытки ремонтом. То есть компания вернется к денежным выплатам по ОСАГО.

    Когда можно получить деньги?

    Некоторые автовладельцы возмущены тем, что их лишили права выбора: ремонтировать пострадавшее авто или же отказаться от его восстановления.
    «Я два раза становился участником ДТП. Оба раза вина лежала не на мне, я получал от страховой компании денежные выплаты, но не тратил их на ремонт автомобиля. Машина у меня далеко не новая, не хочу в нее вкладываться, но считаю, что компенсацию получить имею право», — рассказал автовладелец Дмитрий.

    Безусловно, получить денежную компенсацию за понесенный в результате ДТП ущерб по реформированной системе сложнее, чем раньше. Но в некоторых случаях это все-таки возможно: в законе прописаны исключения, при которых обязательным становится возмещение деньгами. Во-первых, как мы уже писали выше, получить наличные можно будет, если страховая компания не заключила договоры с СТО.

    Читайте так же:  Как передается наследство после смерти

    Денежные выплаты, скорее всего, сохранятся в первые месяцы действия нового закона: страховые компании только начинают работать по приоритету ремонта, им понадобится какое-то время, чтобы выбрать в партнеры надежные СТО. Кроме того, возмещение деньгами продолжает работать, если в списке партнеров страховой компании нет сервисов в радиусе 50 км от места жительства или места аварии страхователя, а для новых автомобилей — если в списке партнеров нет официального дилера нужной марки.

    Комментарий эксперта

    Сергей Мороз, руководитель РСА по Сибирскому округу:

    — Мы полагаем, что опасения автолюбителей по поводу изменений в законе об ОСАГО абсолютно беспочвенны и напрасны. По нашим ощущениям и нашей информации, вся шумиха нагнеталась в период принятия данного закона недобросовестными юристами, поскольку они исключаются и схемы получения денежных средств. Мы полагаем, что система становится более справедливой, качество услуг повышается, поскольку страховщики приняли на себя обязательства, что замена деталей происходит на новые, без учета износа.

    Безусловно, на сегодняшний день у потерпевшей стороны остается право получать в определенных случаях выплаты и денежными средствами. Но в случае натурального возмещения вреда человек не теряет денежные средства, которые учитывались бы при учете износа. Можем сказать, что схема, по которой постепенно будет начинать работать рынок ОСАГО, уже много лет присутствует в автостраховании — это КАСКО, где в 95 % случаев возмещение происходит через натуральные выплаты.

    Натуральное возмещение по полису ОСАГО

    Начиная с 2017 года, действуют поправки к закону № 40 , согласно которым вместо выплаты денежных средств на ремонт поврежденного автомобиля его хозяин сможет получить натуральное возмещение по ОСАГО. С 2018 года изменения коснулись физических лиц, имеющих на руках полис нового образца.

    [3]

    Вместо выплаты денег автовладельцам предлагается восстановить поврежденные машины в сервисных центрах, с которыми у страховщика подписано соглашение о сотрудничестве.

    Что такое натуральная форма возмещения

    Новый законопроект, подписанный президентом и вступивший в силу 28 апреля 2017 года, призван отойти от денежного эквивалента выплаты компенсации. Он был создан по инициативе страховщиков, которые в последнее время вместо прибыли несут значительные убытки. Огромные суммы на возмещение ущерба взыскиваются с компаний через суд благодаря активной деятельности автоюристов. Теперь заявители после попадания в ДТП будут получать направление на ремонт в один из техцентров, где ему будут оказаны услуги в пределах суммы страховой премии.

    Данный вариант несет в себе выгоду не только для страховщиков, но и для пострадавших при аварии. Теперь им не нужно отстаивать свои интересы в суде и добиваться необходимых для ремонта денежных средств. При обращении к страховщику они получают возможность отремонтировать свой автомобиль за счет страховки.

    Таким образом, натуральная форма денежного возмещения представляет собой ремонт ТС, который оплачивает страховая фирма. Он может производиться в автосервисе по выбору страхователя, главное, согласовать этот вопрос с СК.

    Условия натурального возмещения по ОСАГО

    Если автомобиль, пострадавший в ходе аварии, новый (сошел с конвейера не более 2 лет назад) и находится на гарантии у производителя, то его починка будет проводиться в официальном дилерском центре. В таком случае страхового возмещения не положено, поскольку пострадавшее имущество будет восстановлено специалистами дилера.

    Место, куда водитель планирует отогнать свое авто на ремонт, должно быть согласовано со страховщиком.

    Восстанавливать авто разрешается в автосервисе, который подписал договор со страховой фирмой, чтобы она могла перечислить оплату за предоставленные ее клиенту услуги.

    Закон о натуральном возмещении по договору ОСАГО предполагает ряд условий, которые должны соблюдать все автосервисы, желающие работать с СК. В рамках натурального возмещения обязательно должны учитываться и выполняться следующие требования:

    1. Центр техобслуживания должен иметь удобное место расположения и находиться не дальше 50 км от места дорожного происшествия. Транспортировка на дальние расстояния производится за счет страховщика.
    2. На восстановление автомобиля отводится 30 рабочих дней независимо от степени повреждений и сложности операций. Отсчет ведется, начиная со дня доставки авто в сервис.
    3. Все запчасти должны быть абсолютно новыми, оригинальными или качественными аналогами от проверенных производителей.
    4. Если новый компонент для узла найти на складе или доставить не удается, то данный вопрос согласуется со страховой компанией. Возможно, будет произведена отладка элемента, установленного производителем (если степень износа или повреждения позволяет это сделать).
    5. В техцентре должно быть установлено специализированное оборудование для точной диагностики и ремонта. Автослесари должны владеть иметь высокую квалификацию.
    6. В ходе ведения работ заводская гарантия на новый автомобиль должна быть сохранена.
    7. Станции техобслуживания должны перейти на безналичный расчет.
    8. На каждый отремонтированный автомобиль сервис должен давать гарантию на 6-12 месяцев.

    Гарантия на все виды ремонтно-восстановительных работ составляет полгода, на исправление кузова и нанесение лакокрасочных покрытий — 12 месяцев.

    Также по закону страховая компания на своем официальном сайте должна опубликовать список СТО и техцентров, с которыми организовано сотрудничество. О каждом сервисе должна сообщаться краткая актуальная информация: адрес, какие марки авто берутся на обслуживание, каким должен быть год выпуска машин, примерные сроки проведения работ.

    Кроме того, на страховые фирмы возлагаются обязанности ведения контроля за качеством проведенных СТО ремонтных работ. Если сервис работает недобросовестно, не имеет соответствующих возможностей для оказания услуг на должном уровне, то его необходимо исключать из перечня. Ответственность за результат ремонта несет страховщик, а не автослесари техцентра.

    Если в адрес компании будут поступать многочисленные жалобы от автовладельцев, то она лишается права проводить натуральное возмещение ущерба сроком на один год. Тогда ей придется выплачивать страхователям денежные средства. Подобные решения уполномочен принимать Центробанк России.

    Отказ от выбранного СТО?

    Сервисный центр для восстановления поврежденного при ДТП автомобиля водитель может выбрать при заключении договора и покупке полиса, а также в момент, когда необходимо урегулировать вопрос с возмещением ущерба. Со списком техцентров можно познакомиться на сайте своего страховщика, среди них также должны быть представлены дилерские станции техобслуживания. Если предложенные варианты не подойдут, то разрешается предложить свой.

    Приобретая полис автогражданки рекомендуется сразу указывать желаемый сервис, иначе после аварии страховая фирма отправит поврежденную машину в СТО по своему усмотрению.

    Когда автовладелец желает проводить ремонтные работы в техцентре, который не включен в перечень страховщика, то свой выбор он должен обосновать и убедить компанию в его целесообразности. Чтобы перегнать авто на восстановление в другой автосервис, надо получить от своей страховой компании согласие в письменном виде.

    Читайте так же:  Что делать, если повредили машину на стоянке во дворе

    Предварительно хозяину автомобиля понадобится составить заявку о необходимости страхового возмещения, где указать:

    • название выбранного техцентра (полностью);
    • адрес, по которому расположен сервисный центр;
    • номер расчетного счета для перечисления денег;
    • реквизиты: ИНН, КПП, ОГРН компании.

    Срок восстановительного ремонта

    На ремонтно-восстановительные работы техцентру, куда был отправлен пострадавший в результате ДТП автомобиль, отводится всего месяц. По истечении 30 дней компании страховщика за несоблюдение установленных сроков ремонта грозит серьезный штраф. За каждый последующий день просрочки должны уплачиваться пени в пользу автовладельца. Размер платежей составляет 0,5% от суммы, определенной для возмещения.

    Можно ли получить деньги

    Итак, по закону о натуральном возмещении ущерба по договору государственного автострахования, владельцы вновь оформленных в 2018 году полисов, получают вместо денег право отремонтировать транспортное средство за счет средств своей страховой фирмы. Данное положение является приоритетным. Для юридических лиц, компаний и организаций сохраняется возможность выбора между денежной компенсацией и натуральной, связанной с восстановительными работами. Однако в законе предусмотрено несколько ситуаций, позволяющих заменить ремонт получением денежной выплаты и для физического лица:

    • владелец авто погиб в результате происшествия на дороге;
    • потерпевшему был причинен тяжкий вред здоровью или он получил травмы средней тяжести (если была выбрана данная форма возмещения);
    • потерпевший имеет группу инвалидности и ему положен автомобиль;
    • транспортное средство разбито вдребезги и восстановлению не подлежит;
    • стоимость ремонтных работ превышает 500 000 рублей (50 000 рублей при оформлении аварии по Европротоколу) и производить доплату потерпевший не может или не желает;
    • всех, кто стал участником происшествия, инспекторы ГИБДД признали ответственными за причиненный друг другу вред («обоюдная вина»), и потерпевшие не соглашаются доплачивать автосервису за ремонт;
    • в ходе аварии пострадало исключительно имущество, которое не является частью автомобиля;
    • СТО не отвечает требованиям, предъявляемым к организации ремонта в современных условиях: не способно обеспечить соответствующее качество работ, соблюсти сроки, сохранить страховку;
    • страховая фирма не предоставила пострадавшему в аварии возможность провести восстановление машины на станции, указанной при подписании договора ОСАГО;
    • между страховщиком и страхователем заключено письменное соглашение об отказе получать компенсацию в форме натурального возмещения.

    Последний вариант выгоден для владельцев новых автомобилей. А владельцам подержанных автомобилей такой вид возмещения нет, поскольку начисление выплат производится с учетом степени износа машины, и величина страховки будет меньше. Износ не будет учтен при отправке автомобиля на ремонт в сервисный центр.

    Подводя итог, можно отметить, что новые пункты закона об ОСАГО принесли много положительных моментов и выгод как автовладельцам, так и фирмам страховщиков. В любой ситуации всегда можно найти подходящий вариант получения компенсации при попадании в ДТП. Нужно только знать свои права и уметь ими воспользоваться в нужный момент.

    Натуральное возмещение по ОСАГО – условия и преимущества

    Страховые компании больше не обязаны выплачивать владельцам автомобилей, повреждённых в аварии, денежные суммы по ОСАГО. Вместо этого страховщики будут направлять машины на ремонт в автосервисы. Данное правило будет обязательным для всех, кто заключил договор ОСАГО 28 апреля 2017 года и позже. Разумеется, существуют и исключения.

    Главная цель законотворцев – уменьшение случаев недобросовестного использования ОСАГО со стороны автоюристов. Из-за действий таких граждан страховая отрасль несёт огромные убытки. Особенно актуальна данная проблема в южных регионах России. Например, председатель Центрального Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что без перехода на натуральное возмещение рынок автострахования в 2017 году может стать убыточным.

    Беспокойство официальных лиц было понятно. Согласно данным Российского Союза Автостраховщиков, ещё в 2015 году недобросовестные юристы лишили отраслевые компании более 10 миллиардов рублей, а в 2016 году эта цифра достигла уже 30 миллиардов. Но с конца апреля все должно измениться. Благодаря нововведениям автоюристам будет сложнее «накрутить лишнего» со страховых организаций.

    Как будет происходить ремонт?

    После наступления страхового случая, лицо, которое имеет право на натуральное возмещение ущерба, обращается в свою страховую компанию. Та перенаправляет пострадавший автомобиль на станцию техобслуживания, где его ремонтируют. По данному положению возникают два вопроса.

    Какие требования будут предъявляться к СТОА?

    1. Кто выбирает место ремонта?
    2. Разберём оба момента по порядку.

    Изначально планировался очень широкий радиус для допустимых СТОА – около 200 километров. В итоге его сократили до 50 километров. Иными словами, автосервис не должен быть отдалён от места происшествия или места жительства гражданина более чем на 50 километров. Правда, допускается и более отдалённая точка ремонта при оплате транспортировки авто со стороны страховой компании.

    Гарантийный срок на ремонт устанавливается в 6 месяцев. По кузовным и лакокрасочным работам срок гарантии установлен в 12 месяцев. Во время ремонта должны использоваться исключительно новые детали, если сам потерпевший не даёт согласия на использование иных материалов, а новые машины (до двух лет) могут быть отремонтированы только в дилерских центрах.

    Срок на осуществление восстановительных работ установлен в 1 месяц со дня предоставление автомобиля организации, проводящей ремонт. Ответственность за просрочку несёт страховщик.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Место, где будет происходить восстановление автомобиля, выбирает автовладелец. Для этого страховая компания предоставляет свой реестр допустимых и отвечающих требованиям СТОА. Хозяин пострадавшей машины может выбрать точку ремонта и самостоятельно (не из реестра), но её нужно согласовать со страховщиком.

    Натуральное возмещение по осаго
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here