Материальная ответственность водителя перед работодателем

Описание страницы: материальная ответственность водителя перед работодателем - 2020 от профессионалов для людей.

Суд: водитель не может нести полную материальную ответственность за автомобиль на основании соответствующего договора

billiondigital / Depositphotos.com

Одним из оснований для привлечения работника к полной материальной ответственности является недостача ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу (ст. 243 Трудового кодекса). В силу ст. 244 ТК РФ договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться только с работниками, выполняющими работы или занимающими должности, поименованные в утвержденном Минтрудом России перечне. Должность «водитель» в этом перечне отсутствует, однако упомянуты, например, работники, осуществляющие транспортировку материальных ценностей. Этим и пользуются многие работодатели, заключая с водителями договоры о полной материальной ответственности за сами вверенные им автомобили (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 28 февраля 2019 г. по делу № 33-897/2019).

Однако суды чаще всего признают такую практику незаконной, указывая на тот факт, что автомобиль по своей природе не является транспортируемой материальной ценностью, а представляет собой инструмент, с помощью которого работник выполняет трудовую функцию.

Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца

Очередной подобный пример недавно имел место в практике Омского областного суда. Работник стал виновником ДТП, в результате которого принадлежащий работодателю автомобиль получил повреждения. Водитель обязался добровольно возместить работодателю ущерб и починил автомобиль за свой счет. Однако после этого передумал и решил взыскать потраченные на ремонт средства в судебном порядке. Суд удовлетворил требования работника частично. Судьи установили, что работник действительно должен нести материальную ответственность за причиненный ущерб, однако лишь в пределах своего среднего месячного заработка.

Договор о материальной ответственности с водителем не может заключаться в отношении транспортного средства, поскольку транспортное средство представляет собой материально-техническое средство, используемое и необходимое для исполнения трудовой функции водителя. Закрепленный за работником автомобиль был предоставлен ему для выполнения трудовой функции водителя, а не в качестве материальных ценностей под отчет. В связи с этим оснований для возложения на работника полной материальной ответственности не имеется.

В отношении же добровольно взятых на себя работником обязательств по возмещению ущерба суд отметил, что положения ст. 248 ТК РФ (согласно которой работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично) не являются дополнительным основанием для возникновения у работника полной материальной ответственности, а письменное обязательство о возмещении работником ущерба работодателю не должно противоречить требованиям ст. 241 ТК РФ, ограничивающей размер материальной ответственности работника.

Водитель — ответственное лицо? Образец договора о материальной ответственности водителя за автомобиль даст ответ!

Профессия водителя является одной из наиболее востребованных в наше время. Бремя на людях, сидящих за баранкой, тоже лежит не малое.

Правда, где именно заканчивается это бремя знают не все работники и далеко не все работодатели.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-83 . Это быстро и бесплатно !

Обязанности водителя

Он может может выполнять совершенно разные функции и на него возлагается масса обязанностей. Все детали должности должны прописываться в трудовом договоре и должностной инструкции.

Если речь идет о человеке с личным автомобилем, то, как правило, он должен не только доставить пассажира – непосредственного владельца машины из пункта «А» в пункт «Б», но и следить за чистотой авто изнутри и снаружи, контролировать необходимость заправки и мелкого ремонта. ТО, капитальный ремонт в его обязанности не входит, так как данные операции выполняются, либо должны выполняться, специалистами.

[3]

Человек, управляющий грузовым транспортом, должен доставить вверенное ему из пункта отправления в пункт назначения, обеспечить мелкий ремонт в дороге, заправлять автомобиль. Кроме того в рамки его обязательств входит следить за погрузкой и выгрузкой.

Он также может предположить поведение груза во время транспортировки и помочь правильно расставить его по полу прицепа, чтобы избежать возможных повреждений.

У водителя – экспедитора, помимо перечисленных выше обязанностей, также прибавляются: проверка качества и количество загружаемого и выгружаемого по сопроводительным документам – товарно-транспортным накладным; проверка и контроль целостности упаковки (НЕ СОДЕРЖИМОГО); обеспечение режима перевозки (актуально для продуктов питания и опасных веществ); оформление документов и актов о недостаче, порче или прочем вреде.

Есть и пределы

Профессия водителя, как и большинство других, является материально ответственной. Правда, говорить об этом в отношении данного вида деятельности не приходится.

Согласно законодательным актам – Трудовому Кодексу и 85-му Постановлению Министерства Труда, такой вид обязательства может применяться в исключительных случаях (эти случаи перечислены в 243 статье ТК). Поэтому пределы ущерба, который человек, находившийся за рулем авто может и должен возместить, зависят от размера его среднего официального заработка.

Читайте так же:  Пенсия за умершего родственника

Исключение из правил составляют два случая:

  1. Человеку переданы материальные ценности – груз по какому-либо специальному документу. Это может быть доверенность, акт приема-передачи, либо другой подобный документ. Именно подписав эту бумагу. Сотрудник организации, отвечающий за перевозку, принимает на себя обязательства не только по доставке, но и по сохранению полученного им для транспортировки ценного имущества. Но есть один нюанс: если в ТД должность, на которую принят сотрудник, не сформулирована как «экспедитор» или «водитель – экспедитор», то никто не сможет заставить работника принимать груз под свою роспись и полностью отвечать за него. Подпись же его является его добровольным согласием.
  2. Человек является экспедитором. В связи с тем, что работа экспедитора подразумевает под собой работу с материальными ценностями, их транспортировку, хранение, учет, то требование работодателя отвечать за сохранность вверенного груза вполне обоснованного и не противоречит законодательству. Но опять же, такой сотрудник должен оформляться на предприятии правильно, и помимо трудового должен заключаться контракт о материальной ответственности за автомобиль.

Только при наличии этих двух обстоятельств можно говорить о наступлении полной материальной ответственности. В остальных случаях она общая.

В чем именно заключается МО этой должности?

Теперь разберемся, за что же ответственен человек, находясь за рулем и может ли он быть таковым. Это может быть:

  • Техническое состояние транспортного средства;
  • Сохранность и качество перевозимых предметов.

Причем, требования работодателя осуществлять ремонт служебного автомобиля за счет работника совершенно необоснованно и неправомерно. Оно имеет место, если повреждения наступили из-за случаев, описанных в Трудовом Кодексе.

А именно: человек был пьян, под наркотическим или токсическим влиянием; повреждения были нанесены преднамеренно ( по умыслу, либо квалифицированы как административное правонарушение или преступление); сотрудник использовал автомобиль вне рабочее время или в своих личных целях.

Только в этих случаях можно требовать возмещения нанесенного вреда в полном объеме. Но если окажется, что он просто был неосторожен, либо неисправность наступила не по его вине, то речь может идти максимум об общей ответственности – то есть ущерб будет оценен одним среднемесячным официальным заработком.

Теперь непосредственно о грузе.

Так как прием груза идет по накладным, складским документам, доверенности, то за любую недостачу, которая обнаруживается во время выгрузки, сотрудник отвечает в полной мере.

Во время транспортировки груза контактирует с ним исключительно водитель-экспедитор, поэтому и спрос весь с него. За повреждение груза в следствии неправильного режима перевозки – некорректная или непостоянная температура, давление, отсутствие проветривания, более длительный срок перевозки и пр. экспедитор также отвечает головой.

Если при транспортировке повреждена упаковка груза при её наличии, а, следовательно, и само содержимое, то спрос также идет с водителя.

Если все условия перевозки соблюдались, упаковочная тара и материал целы, то за повреждения, имеющиеся внутри них экспедитор не отвечает. Так как в его обязанности не входить контроль упаковки ценностей, поэтому отвечать за это он не может.

Теперь обратимся к примеру. Многие компании, занимающиеся транспортно — экспедиционной деятельностью пытаются переложить львиную долю своих обязательств на плечи обыкновенных водителей, которые не числятся в штате их работников и с которыми не заключен договор о полной индивидуальной МО водителя за перевозимые предметы.

Именно эти посредники заключают с собственниками с перевозчиками договор-заявку на доставку груза, в которой помимо стандартных условий (пункты погрузки/выгрузки, характеристика груза, условия перевозки, оплата, данные авто и водителя) приписывают водителю (не наделяя его функцией экспедитора) отвечать за нанесение ущерба в полном объеме.

Заключение необходимых соглашений

При приеме сотрудника, который будет заниматься транспортировкой чего-либо, работодатель должен четко обозначить как для себя, так и для будущего водителя, будет ли в его обязанности входить функция экспедирования. Именно от этого зависит порядок дальнейшего оформления и работы.

Если работник выполняет только функции вождения автомобиля, то с ним должен заключаться трудовой контракт.

Также не нужно забывать о должностной инструкции, конкретно определяющие функции сотрудника. Ни о какой полной материальной ответственности и о соответствующем соглашении речи идти не может.

Если работник помимо водительской функции будет заниматься экспедированием, то с ним должен полписываться следующий пакет документов:

  • Трудовой контракт;
  • Договор о полной МО (в нем четко должно быть написано, за что отвечает водитель-экспедитор, его права и обязанности);
  • Должностная инструкция.

Помимо этой документации при непосредственном осуществлении деятельности экспедитора на водителя оформляются доверенности, акты приема-передачи груза, товарно-транспортные накладные и пр..

Экспедитор может отказаться подписывать соглашение – это его право. Тогда у работодателя два варианта действий:

  • Оставить работника на должности, но взять на себя все риски. В случае нанесения ущерба экспедитор будет компенсировать порчу только в размере своего среднего заработка за один месяц (за исключением случаев, упомянутых в ТК в статье 243);
  • Расторгнуть трудовые отношения;
  • Предложить другую должность.

[1]

Составление договора

При составлении есть одно правило: Ответственность работодателя не может быть занижена, а водителя — завышена. Она должна соответствовать закону (статья 232 ТК).Также данный документ может определить конкретные случаи, при наступлении которых придется компенсировать ущерб полностью.

В наличии должны находится следующие разделы:

  • Преамбула – наименование сторон, место и дата заключения;
  • Предмет – определение обязанностей;
  • Права и обязанности работника и работодателя – здесь указываются все функции, которые должен выполнять рабочий, а также те функции, в которых он может принимать участие, чтобы контролировать работу с ценностями ;
  • Способы определения размера и взыскание нанесенного ущерба;
  • Исключающие обстоятельства – это отсутствие доказанной вины или наступление обстоятельств из-за которых гражданин не смог обеспечить сохранность груза ,и которые от него не зависели;
  • Способы разрешения споров – варианты судебного и досудебного урегулирования споров;
  • Подписи и печати сторон.
Читайте так же:  Что делать, если сбил кабана

Чем подробнее будет расписан каждый раздел, тем меньше будет трудностей при взыскании. Вы можете скачать документы.

Заключение

Как видно, каждый человек, занимающийся перевозкой чего-либо отвечает за это в полном или частичном объеме. А вот правильное разграничение обязательств зависит от грамотности составления рабочей документации, подкованности работодателя в сфере трудового права и внимательности самого человека.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-83 (Москва)
+7 (812) 425-67-01 (Санкт-Петербург)

Материальная ответственность водителя

Компании, нанимая работников, доверяют им различные ценности и имущество. Наниматель отвечает за своевременное обслуживание и ремонт различного оборудования, приспособлений и автотранспорта. В то же время подчиненный несет ответственность за сохранность вверенного ему имущества. Полнота возмещения вреда, причиненного из-за умысла (бездействия) работника, зависит от многих факторов. Одним из вопросов, вызывающих множество споров, является материальная ответственность водителя за автомобиль, груз и другие ценности.

Материальная ответственность водителя перед работодателем

Автомобиль является не только средством передвижения и источником опасности, но и обладает достаточно большой денежной стоимостью. Доверяя это имущество работнику, наниматель надеется на бережное и аккуратное отношение к машине со стороны подчиненного. В случае аварий, чрезвычайных происшествий или поломок часть последствий можно компенсировать за счет страховых выплат. Ущерб, превышающий размер выплат по страховке, можно попытаться взыскать с водителя.

Кроме трудового соглашения с водителем должен быть заключен договор о материальной ответственности.

В его положениях необходимо четко определить границы ответственности за автомобиль каждой из сторон договора. При этом необходимо помнить, что заключение соглашения, подразумевающего полную материальную ответственность водителя, является нарушением трудового законодательства.

Согласно положениям ТК РФ (ст. 244), Министерством труда разработаны перечни профессий и работ, для которых наступает полная материальная ответственность за причиненный ценностям или имуществу нанимателя вред. Профессия водителя транспортного средства в этих перечнях не указана.

Подтверждает это положение и судебная практика. В ходе неоднократных судебных разбирательств нанимателям указывалось, что договор о полной материальной ответственности водителей не соответствует требованиям трудового законодательства.

Полная материальная ответственность водителя

По общему правилу, отвечать за вред, причиненный транспорту нанимателя, водитель будет только в размере своей среднемесячной зарплаты (ТК РФ, ст. 241). Однако из этого правила есть несколько исключений. С водителя транспортного средства можно взыскать фактические убытки в полном объеме в следующих случаях (ТК РФ, ст. 243, постановление Минтруда № 85):

  1. Целью поездки являлась транспортировка самого автомобиля до места назначения. Когда машина выступает только как средство доставки грузов или пассажиров, речи о возмещении ущерба в полном объеме не идет. Полная материальная ответственность за автомобиль для водителя наступает только в том случае, если в его обязанности входило доставить машину, как товар, к ее владельцу или покупателю.
  2. Умысел шофера на причинение имуществу нанимателя ущерба. Он может выражаться как в определенных действиях, так и в бездействии водителя.

Например, элементарная лень не позволила шоферу отогнать машину на стоянку. Он оставил ее возле своего дома в не самом благополучном районе города. Ночью ее вскрыли и украли из салона магнитолу и коврики. Фактически умышленное бездействие привело к ущербу для имущества нанимателя.

[3]

  1. Противоправные действия, получившие свое подтверждение в ходе уголовного или административного разбирательства. Самым распространенным примером является совершение ДТП из-за несоблюдения правил дорожного движения.

Штрафы за несоблюдение ПДД также полностью оплачиваются шофером.

  1. Вред имуществу нанимателя причинен из-за нахождения водителя в состоянии какого-либо опьянения.

В случае несогласия с возмещением ущерба в полном объеме, решение о размере компенсации принимают только суды.

При этом наниматель должен помнить, что взыскать с нерадивого работника можно только фактический урон имуществу. Упущенная выгода не может быть возмещена виновным сотрудником.

Материальная ответственность за грузы и пассажиров

Еще одной ситуацией, которая вызывает множество споров и разногласий, является степень ответственности водителей, осуществляющих грузо- или пассажирские перевозки. Многие наниматели ошибочно полагают, что полная материальная ответственность за доставленный груз автоматически распространяется и на само транспортное средство.

Это не так. Автомобиль выступает только как средство передвижения, а водитель не отвечает в полном объеме за его сохранность и невредимость. Кроме того, парадоксальная ситуация складывается, когда в машине помимо водителя присутствует экспедитор, в обязанности которого входит доставка груза по назначению. Фактически за товар отвечает один человек, а за автомобиль — другой. При этом экспедитор не может повлиять, например, на дорожную обстановку или нарушение ПДД водителем. А шофер следить, чтобы экспедитор не причинил ущерб машине.

В таких случаях можно использовать два выхода из ситуации.

  • Во-первых, ввести бригадную материальную ответственность для водителя и экспедитора за целостность товара и транспорта.
  • Во-вторых, совместить должностные обязанности водителя и экспедитора для одного сотрудника. Такое решение позволяет заключать с шофером договор о полной материальной ответственности, так как профессия экспедитора есть в утвержденном Минтруда перечне.

Также типичной ошибкой нанимателей является возложение полной ответственности за транспортное средство на водителей, в обязанности которых входит осуществление пассажирских перевозок. Свое решение они мотивируют тем, что шофер автобуса одновременно осуществляет прием денежных средств в оплату за проезд, а кассовые операции находятся в перечне работ, утвержденном Минтруда.

Читайте так же:  Консультация юриста по вопросам гражданства рф

Материальная ответственность водителя автобуса является полной в отношении денежных средств, собранных за проезд, и ограниченной в отношении транспорта как средства доставки пассажиров.

Освобождение от материальной ответственности

Вместе с тем, водитель не обязан возмещать любой вред, причиненный транспортному средству. Он может быть освобожден от материальной ответственности в следующих ситуациях:

  • ущерб причинен третьими лицами, а водитель сделал все возможное для его предотвращения;
  • наниматель не обеспечил условия для нормальной эксплуатации автомобиля;
  • форс-мажорные обстоятельства;
  • руководство компании-работодателя приняло решение о не взыскании ущерба с водителя.

Нельзя взыскивать средства за восстановление машины после аварии, виновником которой являлся не сотрудник фирмы, а другой участник дорожного движения. Или ущерб автомобилю нанесен противоправными действиями третьих лиц, при этом машина находилась на территории компании-владельца или платной автостоянке.

Кроме того, владелец транспортного средства (фирма) обязан своевременно осуществлять текущее обслуживание и ремонт автомобиля.

Например, в случае аварии, причиной для которой послужил отказ тормозной системы, водитель может быть освобожден от выплаты денег на ремонт, если докажет, что он ставил в известность свое руководство о неисправности.

Также не отвечает шофер за повреждения машины по причине различных природных или техногенных катастроф. Он не может предугадать, например, падение на машину кирпича из стены здания или ветки дерева.

Наниматель тоже имеет право «простить» водителю стоимость ремонта или восстановления машины.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При найме на работу водителя помимо трудового договора необходимо заключить с ним и соглашение о материальной ответственности за транспортное средство, на котором он будет выполнять свои должностные обязанности. По общему правилу, на автомобиль как средство передвижения или доставки товаров не распространяются положения о полной материальной ответственности. Исключение составляют ситуации, когда шофер виновен в причиненном ущербе.

В остальных случаях, распространение полной материальной ответственности за груз или денежные средства, уплаченные за проезд, на транспорт является нарушением. Шофер может возмещать ущерб автомобилю или автобусу только в размере своей месячной зарплаты. А при наличии определенных обстоятельств освобождаться от выплаты ущерба.

Автотранспорт — правила, нормы, положения

эксплуатация автомобильного транспорта

2. Материальная ответственность водителя автомобиля

Материальная ответственность водителя автомобиля.

Материальная ответственность водителя автомобиля, работающего по найму, регулируется статьями 238 – 250 Трудового кодекса России и постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».

1. Общие положения.

1.1. Работник (водитель автомобиля) обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

1.2. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

1.3. Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

1.4. Работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника.

1.5. За причиненный ущерб работник (водитель автомобиля) несет ограниченную материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.

1.6. Статьи 234 — 237 ТК РФ регулируют ответственность работодателя перед работником о нанесении ему материального ущерба.

2. Обязанность работодателя устанавливать размер причиненного ему ущерба и причину его возникновения.

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном Трудовым кодексом.

3. Порядок взыскания ущерба (Статья 248 ТК РФ).

3.1. Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.

[2]

3.2. Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

Читайте так же:  Порядок и популярные способы взыскания долгов с физических лиц

3.3. С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.

3.4. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

4. Полная материальная ответственность водителя автомобиля.

Под ней понимается материальная ответственность работника возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном объеме.

4.1. Согласно вышеуказанных документов, водитель автомобиля не входит в список должностей, с которыми работодатель может заключать договора о полной материальной ответственности. (при нормальном характере выполнения своих прямых обязанностей).

4.2. В тоже время согласно постановления Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 под полную материальную ответственность подпадают работы по приему и обработке для доставки (сопровождения) груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных ценностей, их доставке (сопровождению), выдаче (сдаче). Это значит, что водитель может нести полную материальную ответственность за сохранность доставляемого им груза, если с ним заключен договор об экспедировании груза или есть соответствующая запись в трудовом договоре. Совмещение профессий в этом случае производится за дополнительную плату. Пределы ответственности – или полная, или частичная, в зависимости от загруженности водителя по основной профессии и размера доплаты за совмещение.

4.3. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих исключительных случаях, отличных от нормального характера выполнения своих прямых обязанностей.

а) умышленного причинения ущерба;

б) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

г) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

д) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

5. Материальная ответственность водителя за сохранность автомобиля.

Автомобиль является орудием труда при производственной деятельности. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение его состояния, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Здесь под восстановлением наличного имущества работодателя подразумевается ремонт поврежденного автомобиля, под имуществом третьих лиц – товарные ценности (груз), за который отвечает работодатель. Водитель не несет материальной ответственности в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

За повреждение автомобиля водитель может отвечать при исключительных случаях, приведенных в пункте 4.3. настоящей статьи.

Вопрос: Может ли водитель быть материально ответственным лицом? Можно ли с ним заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности, если за ним закреплен служебный автомобиль? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», ноябрь 2015 г.)

Может ли водитель быть материально ответственным лицом? Можно ли с ним заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности, если за ним закреплен служебный автомобиль?

Работодатель не вправе заключить договор о полной материальной ответственности с водителем, поскольку должность (работа) водителя не указана в перечне работ (должностей), с работниками по которым могут быть заключены договоры о полной материальной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) (ч. 2 ст. 238 ТК РФ).

Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243 ТК РФ), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ст. 244 ТК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 14.11.2002 N 823 «О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» функции по разработке соответствующих документов делегированы Министерству труда и социального развития Российской Федерации.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», ноябрь 2015 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Можно взыскать ущерб с водителя-работника предприятия, виновника ДТП

Штатный водитель организации при перевозке других сотрудников организации попал в дорожно-транспортное происшествие, при этом он является его виновником. Работодатель принял решение лишить его по итогам месяца премии. Один из пострадавших (третье лицо) хочет взыскать с организации сумму причиненного ему ущерба, которую не покрыла страховка.

Имеет ли право организация удержать эту сумму с водителя, или же, поскольку он уже был лишен премии, такого права у организации нет?

Читайте так же:  Можно ли вернуть обувь

1. Согласно п. 1 ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. В соответствии с п. 1 ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (в том числе работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. То есть право требования возместить ущерб у работодателя возникнет только после того, как он выплатит возмещение лицу, которому причинен вред действиями работника.

В соответствии со ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено самим ТК РФ или иными федеральными законами. Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику (ст. 239 ТК РФ). Иными словами вина является обязательным условием для привлечения работника к материальной ответственности.

Следовательно, если работодатель возместит ущерб, причиненный работником третьему лицу, и сумма указанной выплаты не будет превышать среднего месячного заработка данного работника, то работодатель вправе взыскать с него указанные суммы (ст. 241 ТК РФ). Взыскание с виновного работника в таком случае производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба (часть первая ст. 248 ТК РФ). Если же сумма причиненного ущерба превышает средний месячный заработок виновного работника, то работник может быть привлечен к полной материальной ответственности только при наличии оснований, предусмотренных частью первой ст. 243 ТК РФ. При отсутствии таких оснований с работника может быть взыскана только сумма, которая не превышает размера его среднего месячного заработка независимо от размера причиненного ущерба.

Таким образом, если работник не согласится добровольно возместить ущерб, причиненный работодателю, а сумма ущерба будет превышать его средний месячный заработок, то взыскание указанной суммы может быть осуществлено работодателем только в судебном порядке. Если суд удовлетворит требование работодателя о возмещении работником ущерба в полном размере, то погашение задолженности будет производиться в соответствии с вынесенным судебным решением. Если же у работодателя отсутствуют законные основания для привлечения работника к полной материальной ответственности, то взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающего его среднего месячного заработка, можно будет осуществить на основании распоряжения работодателя. И в данной ситуации согласия работника на это не требуется. Однако необходимо помнить, что такое распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Таким образом, премия является средством, стимулирующим добросовестное исполнение работником трудовых обязанностей, а лишение работника премии зависит от волеизъявления работодателя и не свидетельствует о том, что работник понес расходы по возмещению ущерба, причиненного им в результате ДТП. Иными словами, лишение работника премии не препятствует работодателю требовать возмещения причиненного ему работником прямого действительного ущерба. Аналогичная позиция отражена и в судебной практике (смотрите решение Кемеровского районного суда по делу N 2-822/2011).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

7 сентября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОДИТЕЛЯ ПЕРЕД РАБОТОДАТЕЛЕМ

Предположим, что ДТП произошло по вине водителя.
Автомобиль находится в собственности нанимателя, с водителем заключен трудовой договор. Согласно статьи 402 Трудового Кодекса РБ: «Работники, как правило, несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный по их вине нанимателю».
Однако, как следует далее из той же статьи – «Настоящим Кодексом, коллективными договорами, соглашениями может устанавливаться ограниченная материальная ответственность работников за ущерб, причиненный нанимателю по их вине».
Какие это ограничения и как грамотно вести себя, чтобы случившаяся беда не обернулось двойным побором со стороны работодателя мы узнали с помощью адвоката юридической консультации Московского р-на г. Минска Светланы ПЕТРОВСКОЙ.
И разберем мы конкретный пример из практики Светланы Викторовны…

Плата за ответственность
За три года до возникновения данного конфликта, Александр Ропот был принят на работу водителем. В тот же день с ним был заключен договор о полной материальной ответственности, согласно которому в случае не обеспечения по вине работника сохранности вверенных ему материальных ценностей определение размера ущерба, причиненного нанимателю и его возмещение — производится в СООТВЕТСТВИИ с действующим законодательством. О том, каким удивительным может оказаться это соответствие, Александру еще предстояло узнать…

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«Таким образом…»
Основываясь на выводах допрошенного в судебном заседании эксперта, показаниях свидетелей и доводах защиты ответчика, суд пришел к выводу об удовлетворении требований истца из следующего расчета:
640 euro – снятие и установка кабины

Материальная ответственность водителя перед работодателем
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here