«грозит» ли россиянам прогрессивное налогообложение

Описание страницы: «грозит» ли россиянам прогрессивное налогообложение - 2020 от профессионалов для людей.

«Грозит» ли россиянам прогрессивное налогообложение?

В настоящее время в России широко обсуждается введение прогрессивной системы налогообложения. В Государственную Думу РФ уже несколько лет поступает законопроект «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ», который предусматривает введение прогрессивной шкалы по налогу на доходы физических лиц. «Система налогообложения должна представлять собой такую систему, при которой большему объекту налогообложения соответствует более высокий уровень налоговых ставок» [5]. Данная тема является актуальной, так как в текущих реалиях проблема перераспределения доходов стоит как никогда остро. Кроме того, в условиях тяжелой экономической ситуации в стране необходимы дополнительные поступления в государственный бюджет.

Прогрессивное налогообложение – это повышение эффективной ставки при увеличении налогооблагаемой базы. Прогрессивное налогообложение применяется в основном при налогообложении физических лиц (подоходный налог) [3].

Его впервые ввели в Великобритании. Это сделал премьер-министр Уильям Питт Младший в декабре 1798 года. В нашем государстве впервые попытались внедрить подоходное прогрессивное обложение в1810 г. При проведении военных действий с французскими войсками. Государственный бюджет при Наполеоне обеднел и произошел обвал курса бумажного рубля, по этой причине правительство обложило помещиков этим налогом; обложение применялось с пятисот рублей дохода и прогрессивно поднималось до 10 % чистой прибыли. Когда война с французскими войсками была окончена, поступления быстро уменьшились, затем в 1820 году этот налог отменили. Но это был далеко не единственный случай внедрения прогрессивной шкалы налогообложения в истории нашего государства.

[3]

Применить в силу закон о подоходном налоге хотели еще в Советской России в годы гражданской войны и НЭПа. По прусскому образцу в России 6 апреля 1916 года был создан документ, начало действия которого было запланировано на 1917 год. Но в связи с революцией закон о подоходном налоге не заработал. После принятия определенного количества указов, целью которых было развитие и дополнение «Положения о подоходном налоге», 23 ноября1922 года был принят декрет и налогообложение реформировано.

В наши дни, согласно статье 224 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на доходы физических лиц составляет 13% [1]. Часть вторая функционирующего и по сей день Налогового кодекса Российской Федерации начала действовать с 01.01.2001 г. Авторы данного кодекса считали, что при вводе плоской шкалы налогообложения, будет упрощен сбор налогов, будут «белые» зарплаты, увеличится привлекательность нашего государства для частных инвесторов. Планировалась данная мера на десять лет. Но как мы видим сейчас, данная система не изменилась. Увеличение собираемости налога сегодня происходит в основном за счет граждан с менее высоким уровнем дохода, что ведет к возрастанию разрыва в доходах самых богатых и самых бедных слоев населения.

«При прогрессивном налогообложении с увеличением налоговой базы растет ставка налога»[7]. Это дает возможность получения конкретной экономической выгоды (к примеру, увеличение налоговых поступлений в бюджет) и помогает снять социальную напряженность в стране. В нашей стране большая часть субъектов федерации дотационные, поэтому рост прибыли в региональных бюджетах (за счёт поднятия ставки налогообложения для определённой части населения) помогло бы их развитию. По поводу социального напряжения, данная тема очень злободневная для нашей страны. Прогрессивное налогообложение подразумевает поддержку населения с невысокими доходами, за счет поднятия ставки налогов для населения с большими доходами.

Рассмотрим зарубежный опыт. Прогрессивная шкала налогообложения применяется в Австралии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Китае, Люксембурге, Нидерландах, Финляндии, Франции, США, Швеции, Швейцарии, ЮАР и других странах. Как можно заметить, в списке большинство составляют развитые страны, занимающие господствующее положение в мировой экономике. Мировое сообщество уже давно стало принимать меры на законодательном уровне к тому, чтобы разработать механизм, позволяющий избежать и устранить двойное налогообложение, сократить бремя налоговых обязательств [4].

Пример Китая, в котором минимальная ставка подоходного налога составляет 3%, а максимальная ставка – 45%, демонстрирует нам, что в условиях прогрессивного налогообложения экономический рост может продолжаться даже в период мирового финансового кризиса. Более того, несмотря на то, что по численности населения эта страна почти в 10 раз превосходит Российскую Федерацию, в Китае успешно справляется с задачей налогового администрирования прогрессивного подоходного налога, имеющего 7 ступеней.

Во Франции шкала налоговых ставок подоходного налога 6-ступенчатая. Она пересматривается и утверждается парламентом Франции каждый год (в зависимости от уровня инфляции, бюджета и экономической ситуации в стране). Вот, например, шкала подоходного налога для физических лиц во Франции на 2014 год:

-QF до 6 011 евро в год: налог 0%

-QF от 6 012 до 11 991 евро в год: налоговая ставка 5,5%

-QF от 11 992 до 26 631 евро в год: налоговая ставка 14%

-QF от 26 632 до 71 397 евро в год: налоговая ставка 30%

-QF от 71 398 до 151 200 евро в год: налоговая ставка 41%

-QF от 151 201 евро в год и выше: налоговая ставка 45% (где к 45% подоходного налога прибавляется еще 3 % так называемого налога на высокие доходы при доходах от 250 001 до 500 000 евро, и 4% при доходах выше 500 000 евро) [4].

Но все же отношение к прогрессивной шкале налогообложения противоречиво. Чиновники ратуют за плоскую шкалу налогообложения, считая, что это позволит избежать жульничества и взяточничества, уклонения от уплаты налогов. Академики РАН, напротив, в докладе, который был посвящен «Стратегии-2020» [6] благосклонны к прогрессивному налогообложению, считая его одним из мер экономического развития нашей страны.

При рассматривании варианта о переходе на прогрессивную шкалу налогов, нужно разобраться в следующих нюансах:

[1]

1. Поднятие налогов неизбежно приведет к утаиванию доходов налогоплательщиками, что в свою очередь уменьшит поступления доходов в бюджет. Это главная причина применения плоской шкалы. Для преодоления этой проблемы нужно развить правовую культуру людей и преодолеть правовой нигилизм.

2. Большие налогоплательщики, как правило, получают прибыль в наиболее развитых регионах государства, это приводит к увеличению разрыва между субъектами Российской Федерации при отчислении налогов в данный зажиточный регион. Решить эту проблему можно приняв необходимые законы, которые дадут возможность для перераспределения денежных средств.

3. Прогрессивное налогообложение может быть воспринято как наказание состоятельных граждан, которые имеют большую прибыль. По моему мнению, эти высказывания не совсем корректны. Потому, что развитие среднего класса в нашей стране только происходит, и поднятие налогов не даст возможности развитию данного слоя общества. А касательно больших предприятий и лиц с большими доходами, то прогрессивный налог можно рассмотреть с социальной точки зрения, то есть как оказание помощи бедным слоям общества.

Читайте так же:  Обмен товара ненадлежащего качества по гарантии

По мнению Дж.М. Кейнса, изложившего основные положения своей теории в книге «Общая теория занятости, процента и денег»[2], прогрессивная налоговая система должна стимулировать производителя для принятия рисковых решений в области инвестиций, давая только положительный эффект. Кроме того, низкие налоги уменьшают поступления в государственную казну и обостряют тем самым экономическую неустойчивость.

В отличие от западных ученых, наши соотечественники, такие как А.Н.Кудряшова, Казначеева Н.Л, Лапов Д.Е. понимая всю сложность введения прогрессивного налога в нашу систему налогообложения, замечали противоречивый характер и рассматривали прогрессивную шкалу, как с положительной, так и отрицательной стороны. Но все они приходили к одному знаменателю: прогрессивное налогообложение в долгосрочной перспективе нужно ввести в действие в России.

Данные новшества нужны, но они не должны быть поспешными и не продуманными и опираться только на политические недалекие цели.

Внедрение прогрессивной шкалы налогообложения в нашей стране весьма проблематично. Изучив доклад ОЭСР видим, что в ближайшем будущем увеличение налогов неизбежно во всех государствах. Но конкретно в нашей стране возможности увеличения налогов практически исчерпаны. Откладывание Министерством финансов в который раз внедрение налога на недвижимость подтверждает это. Но в то же время сейчас Минфин предлагает увеличить ставку НДФЛ с 13% до 15%. При этом 6−8 процентных пункта будут направляться в федеральный бюджет. Сейчас вся сумма остается в регионах, составляя существенную – более трети – часть их доходов. Один из вариантов Центра Кудрина предполагает еще более высокую ставку – 17%. Налоговая шкала при этом так и останется плоской. Миллионеры и те, кто живет на среднюю зарплату, будут платить одинаково.

В октябре 2013 года на рассмотрение в Госдуму поступил еще один законопроект, предусматривающий введение прогрессивной шкалы налогообложения по доходам. На этот раз с инициативой выступил депутат Государственной Думы от фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов. Законопроект предусматривает установление в отношении ежегодного размера доходов следующие ставки налога (рисунок 1):

Рисунок 1. Ставки налога согласно законопроекту от фракции «Справедливая Россия» [9].

В марте прошлого года в Госдуме рассматривался законопроект, согласно которому люди с зарплатой менее 40 тысяч рублей в месяц должны перечислять государству менее 13 процентов, от 40 тысяч – 13 процентов, от 100 тысяч – 16 процентов. Положительный эффект для бюджета оценивался в 400 миллиардов рублей. В октябре от партии «Справедливая Россия» поступило предложение облагать налогом в 25 процентов доходы от 25 до 100 миллионов рублей в год; 35 процентов должны были бы платить те, кто получает от 100 до 200 миллионов; 50 процентов – получающие больше 200 миллионов [9]. Ни один документ так и не был одобрен нижней палатой.

Настораживает то, что вместо отказа от простых решений мы стараемся их еще более упростить. Основываясь на мировой опыт, видим, что плоской должна быть или шкала подоходного налога, или ставка социальных взносов. В случае если мы берем подоходный налог по прогрессивной шкале, необходимо принять решение, что делать со страховыми взносами. В противном случае появится угроза разбалансировки пенсионной системы. «Необходимо заниматься не увеличением налога с физических лиц, а переходом на прогрессивную шкалу налогов» [10].

Итак, можно сделать вывод, что прогрессивная шкала налогообложения, как и любая другая система, имеет свои недостатки и положительные стороны. С одной стороны она дает толчок развитию, значительную экономическую доходность, приводит социальное неравенство к разумным пропорциям. С другой стороны велика вероятность увеличения теневых доходов, роста безработицы, снижения материального стимулирования, а так же не стоит забывать, что введение прогрессивного налога требует немалых затрат по внедрению. Возможно, предлагаемые законодателями модели налогообложения не совсем идеальны, но есть уверенность в том, что, основываясь на опыте других стран и учитывая особенности нашей экономики, в результате будет принято правильное решение, которое окажется наиболее приемлемым для граждан.

Как заявил Президент РФ Владимир Путин на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) задача налоговой системы состоит «Не только в пополнении бюджета, она призвана стать одним из мощных инструментов стимулирования развития отечественной экономики и социальной сферы, регионов и муниципалитетов»[8].

«Грозит» ли россиянам прогрессивное налогообложение?

В 2015 году и последние 14 лет в России действует единая система взимания налогов. Применяется ставка 13%, причем она равна для граждан с любым уровнем дохода. Большинство же стран сегодня использует прогрессивное (иногда даже экстремальное) налогообложение, устанавливая градацию уровней доходов, и соответственно взимая НДФЛ.

Суть прогрессивного налогообложения

Налогообложение доходов граждан подоходным налогом применяется во всех развитых странах. Однако в подавляющем меньшинстве случаев ставка налога является фиксированной. Чаще же используется прогрессивный подоходный налог – взимание его осуществляется по ставке, размер которой напрямую зависит от величины дохода.

В настоящий момент в России применяется плоская (единая) шкала налогообложения. Фиксированная ставка в 13% для резидентов страны используется вне зависимости от размера прибыли, источников ее поступления и статуса плательщика.

Единая шкала сегодня существует в Эстонии, Украине, Грузии, Болгарии, Гонконге, Монголии, Литве и других странах. Прогрессивная шкала подоходного налога используется во многих европейских странах. Показательным примером выступает Франция: там действует экстремальное прогрессивное налогообложение.

С дохода граждан до 6000 евро (очень низкий уровень) налог не взимается вовсе. Наибольшая ставка 45% действует для доходов на уровне 150 тысяч – 1 миллион евро. С 2013 года 75-процентной ставкой облагаются доходы миллионеров с уровнем дохода выше 1 млн. в год. Вместо планируемого покрытия дефицита бюджета такой шаг правительства привел к оттоку капиталов из страны.

В Великобритании размер ставки колеблется на уровне 14–45%. Самые высокие ставки для максимально высокой прибыли действуют в Швеции (56,6%), Израиле (57%), Нидерландах (52%) и Франции. В то же время развитые страны могут похвастаться низкими размерами ставок для невысоких доходов – США – 10%, Китай – 5%.

Плюсы и минусы

Плоская шкала налогообложения действует в РФ с 2001 года со ставкой 13%. Повышенная 35-процентная ставка применяется исключительно для нерезидентов. И, тем не менее, все последние десятилетия регулярно возникает вопрос о введении прогрессивной ставки подоходного налога в РФ.

Предполагается, что от такого нововведения выиграют почти все:

  • В первую очередь наполнится бюджет и как минимум в большей части будет покрыт его дефицит. Однако опыт Франции говорит о том, что далеко не все так однозначно.
  • Стабилизация региональных бюджетов. Многие налоги и сборы, которые ранее перечислялись полностью или частично в местную казну, в последние годы стали поступать в полном объеме в государственный бюджет (например, налог на добычу полезных ископаемых). Наметилась тенденция нехватки денег «на местах», которую позволили бы решить увеличенные налоговые поступления.
  • Установление социальной справедливости. Только за два года – 2005–2007 – в три раза увеличилось количество российских миллионеров. А в кризисный 2008 год в 2 с лишним раза выросло число рублевых миллиардеров. Единая ставка НДФЛ, естественно, вызывает недовольство, поскольку те же 13% налогоплательщики перечисляют с дохода в 20 тысяч рублей и 2 млн. рублей в общем порядке.
Читайте так же:  Как вернуть не пригодившийся товар

Но есть и минусы возможного введения прогрессивной шкалы:

  • обогащение местных бюджетов столицы и крупных городов и обнищание отдаленных регионов – налогообложение осуществляется по месту трудоустройства, а не проживания;
  • необходимость для граждан самостоятельно отчитываться в доходах со всеми административными издержками;
  • уклонение от налогов, возврат к серым зарплатам и теневому бизнесу;
  • увеличение безработицы, отсутствие стимулирования к труду, уменьшение инвестиций.

Возможно ли введение прогрессивной шкалы в России?

В этом году депутатами Госдумы было внесено предложение о введении прогрессивного подоходного налога и в России. Предлагается следующее:

  • установление прежнего размера ставки в 13% для доходов, не превышающих отметку в 24 миллиона рублей за 12 месяцев;
  • для доходов, превысивших эту отметку, предлагается использовать ставку в 25%;
  • при «заработке» 100–200 миллионов в год ставка составит 35%;
  • если же доходы превысили 200 миллионов рублей, ставка будет равна 50%, то есть половине всей прибыли гражданина.

О справедливости и целесообразности планируемых нововведений не утихают споры. Предполагается, что применение такой прогрессивной системы позволит прибыль крупных организаций и предприятий направлять на их же развитие и модернизацию, а не на личностное обогащение фактических руководителей.

Однако есть и пессимистические прогнозы. Например, самые состоятельные граждане РФ, выплачивающие, как и все прочие налогоплательщики, сборы по месту работы, могут просто зарегистрировать компании в другой юрисдикции, где налогообложение не заставит их «уполовинить» прибыль.

Нужно или нет в России прогрессивное налогообложение – вопрос спорный. Еще сейчас, на этапе обсуждения законопроекта, необходимо четко спрогнозировать последствия и выстроить схему перехода, если такая система все же будет внедрена. Положительные моменты очевидны – сглаживание социальной диспропорции в доходах наиболее богатых и самых бедных россиян. Но и минусов немало: уход доходов в тень или за рубеж, возобновление выплат заработных плат «в конвертах».

Прогрессивной шкале НДФЛ быть! Профильный комитет Госдумы идею поддержал

Что случилось?

Группа депутатов от партии КПРФ внесла на рассмотрение в Госдуму законопроект № 427315-7 с поправками в Налоговый кодекс РФ в части введения прогрессивной шкалы НДФЛ. Коммунисты делают это с завидным упорством уже шестой раз подряд. Но если предыдущие законопроекты их коллеги обычно отклоняли еще на стадии рассмотрения в профильном комитете, то этому документу повезло больше. Комитет Государственной думы по бюджету и налогам одобрил законопроект о введении дифференцированного подхода к налогу на доходы физических лиц и рекомендовал инициативу КПРФ к принятию в пленарном заседании.

Авторы инициативы предлагают установить ставки подоходного налога в зависимости от ежегодного дохода налогоплательщиков. В частности, в документе фигурируют такие ставки:

  • для лиц, имеющих доходы менее 100 тыс. рублей в год, — 5%;
  • для лиц с доходами от 100 тыс. до 3 млн рублей — 5 тыс. рублей плюс 13% с суммы, превышающей 100 тыс.;
  • для лиц с доходом от 3 до 10 млн рублей — 382 тыс. рублей плюс 18%;
  • для лиц с доходом свыше 10 млн рублей — 1 млн 642 тыс. рублей плюс 25%.

Фактически, как отмечают коммунисты в пояснительной записке к своей инициативе, существующая на сегодняшний день ставка 13% сохранится для большинства граждан. Ведь, по данным парламентариев, примерно 58,02 млн человек (86,08% всех налогоплательщиков НДФЛ) в России имеют доход меньше 3 млн рублей в год. Для таких лиц не меняются ни ставка налога, ни порядок представления налоговых деклараций в ФНС. Введение прогрессивной шкалы НДФЛ, по данным депутатов, напрямую затронет около 484,1 тысячи человек (0,72% от всех налогоплательщиков).

Кроме того, депутаты хотят существенно снизить налог для малообеспеченных граждан, доходы которых ниже 100 тысяч рублей в год. Правда, парламентарии не уточняют, сколько в России таких лиц. Ведь 100 тысяч рублей в месяц — даже меньше установленого федерального МРОТ на 1 января 2018 года (9 489 руб.), поэтому таких налогоплательщиков вряд ли наберется много.

Напомним также, что на рассмотрении в Госдуме с февраля 2018 года находится еще один аналогичный законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ. Его внесли депутаты от «Справедливой России», которые предложили сохранить ставку НДФЛ 13% по доходам до 24 млн рублей год. Для доходов свыше этой суммы парламентарии предложили установить повышенную ставку 18%. При этом правительство РФ больше настроено на сохранение плоской шкалы подоходного налога, но готово поднять его для всех до 15%. Какой именно вариант одобрит Госдума или опять отклонит их все и сохранит для НДФЛ существующие условия, покажет время. Мы продолжаем следить за развитием событий.

Будет ли введена прогрессивная шкала ставок по НДФЛ?

О введении прогрессивной шкалы налоговых ставок по НДФЛ.

[2]

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу введения прогрессивной налоговой шкалы по налогу на доходы физических лиц и сообщает следующее.

В настоящее время для налогообложения большинства видов доходов физических лиц Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс) установлена единая налоговая ставка в размере 13 процентов. При этом для доходов, не связанных с выполнением налогоплательщиком работ и оказанием услуг, установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.

Следует учитывать, что введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов одновременно с расширением круга налогоплательщиков за счет легализации оплаты труда многими работодателями способствовало увеличению поступлений налога на доходы физических лиц.

Так, в 2011 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило налога на доходы физических лиц 1994,8 млрд руб., а в 2012 г. — 2260,3 млрд руб., или на 265,5 млрд руб. больше.

Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет сделать вывод о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.

Читайте так же:  Задать вопрос юристу про недвижимость бесплатно

Необходимо учитывать, что гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса определены виды доходов, освобождаемые от налогообложения, при получении которых у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате налога на доходы физических лиц. При этом действующая система налогообложения по налогу на доходы физических лиц ориентирована на снижение налогового бремени за счет применения стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.

Прогрессивная шкала налогообложения со ставкой НДФЛ от 5% рассматривается в Госдуме

КПРФ внесла в Думу законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ

Коммунисты предлагают ставку в 5% для людей с доходом менее 100 тыс. рублей в год

Фракция КПРФ в Госдуме внесла на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с минимальной ставкой в 5%.

Под прогрессивным налогообложением понимают увеличение эффективной ставки налога с ростом налогооблагаемой базы. Прогрессивное налогообложение используется главным образом для налогообложения физических лиц.

Какой должна быть прогрессивная шкала налогообложения по мнению КПРФ?

  • Если доход гражданина до 100 тысяч рублей в год — установить пониженную ставку НДФЛ в размере 5%.
  • Если доход гражданина от 100 тысяч рублей до 3 млн рублей в год — ставка составит 5 тыс. рублей в год плюс 13% с суммы, превышающей 100 тыс. рублей.
  • Если доход гражданина от 3 млн рублей до 10 млн рублей рублей в год — налоговая ставка составит 382 000 рублей в год плюс 18% от суммы свыше 3 млн рублей.
  • Если доход гражданина свыше 10 млн рублей в год — налоговая ставка выражается в разовой выплате в размере 1,642 млн рублей плюс 25% от суммы свыше 10 млн рублей.

В пояснительной записке к документу о прогрессивной шкале налогообложения приводятся выдержки из заключения правительства РФ на законопроект, где напоминается, что выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, в случае принятия законопроекта, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета через дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

В итоге, в связи с предлагаемым снижением ставки НДФЛ с 13% до 5% (для доходов ниже 100 тыс. рублей в год) сумма убытка для доходов в бюджетах субъектов РФ и муниципальных бюджетах может составить около 71,168 млрд рублей.

Комментарий эксперта по законопроекту — Прогрессивный налог не внедрят!

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Артем Юдкин, член правления СЭЦ «Модернизация»

Законопроект КПРФ о прогрессивном НДФЛ во многом продиктован необходимостью реализации партийной программы (пункт 4 программы КПРФ, полная программа партии здесь https://kprf.ru/party/program), что позволяет отметить определенную стабильность в подготовке парламентскими коммунистами законодательных инициатив.

Можно уже сегодня утверждать, что представленный законопроект не будет поддержан, так как официальная позиция руководства государства и профильных органов состоит в неготовности налоговой системы к переходу на прогрессивную шкалу налогов. Официальный отзыв Правительства РФ на законопроект ожидаемо негативный, однако ключевой позицией в отрицании необходимости принятия прогрессивной шкалы является стабильность собираемости НДФЛ в его текущем виде, а также уход в тень выплаты заработной платы в период существования прогрессивной шкалы (1992-2000 гг.).

Предложение необходимо доработать

Некоторые положения законопроекта вызывают вопрос о необходимости проработки ключевых его положений. Так, самая низкая планка доходов, учитываемая в предлагаемой шкале – 100 тысяч рублей в год нуждается в обосновании. Сама позиция партии, состоящая в учете интересов граждан с низкими доходами, исчисляемых десятками миллионов человек. Вполне вероятна необходимость увеличения нижней планки доходов для расчета налога.

Важно отметить, что в предлагаемом законопроекте применяется как твердая сумма платежа, так и повышенный процент. Такая позиция может быть подвергнута критики за недостаточное обоснование размеров твердых сумм.

В целом стоит отметить достаточно высокий уровень подготовки сопроводительных материалов к законопроекту о прогрессивной шкале налога – пояснительной записки, финансово-экономического обоснования, в которых использована финансовая статистика, данные налоговой службы, результат социологических опросов, а также историко-политический экскурс.

Действительно, для развития нашей экономики необходима дискуссия о совершенствовании налоговой системы, однако для выработки принимаемой всем обществом и властью позиции целесообразно проведение предварительного широкомасштабного обсуждения таких предложений.

Всего общая сумма доходов по НДФЛ, дополнительно уплачиваемая всеми группами налогоплательщиков, при введении прогрессивного НДФЛ свыше 13%, с учетом выпадающих доходов субъектов РФ по НДФЛ, по расчетам, приведенным коммунистами, в 2019 году может составить более 1,159 трлн рублей.

Ранее СМИ сообщали, что на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в среду 21 марта, в частности, обсуждалось повышение ставки НДФЛ до 15%, с введением необлагаемого минимума. В Кремле подтвердили, что вопрос возможного повышения НДФЛ обсуждается, но пока окончательного решения нет, как сообщает Интерфакс.

Налогообложение с использованием прогрессивной шкалы НДФЛ не эффективно!

Ольга Юрьевна Кириллова, управляющий директор юридической компании Heritage Group

Система налогообложения с использованием прогрессивной шкалы НДФЛ совершенно не эффективна. И не только для России. В развитых странах, например в Австралии, уже сложилась ситуация, когда неквалифицированные рабочие, например, уборщики, получают на руки едва ли не больше, чем специалисты, которые вложились в собственное образование, потратили силы и средства на увеличение личного КПД.

Происходит это от того, что чем больше ты зарабатываешь, тем больше отдаёшь государству. Принцип прогрессивной шкалы подоходного налога физических лиц приведет к тому, что еще большая часть граждан постарается вывести свои доходы в тень. Только на этот раз это будут в первую очередь квалифицированные специалисты.

Во-вторых, такая система грозит снижением ценности квалифицированного труда в принципе, так как усилия по увеличению собственной эффективности сотрудников (а как следствие — удорожание их труда) будут нивелироваться растущей ставкой подоходного налога.

В условиях продолжающегося кризиса и поставленных президентом высоких планок достижений, правительству, конечно, хочется найти простые способы для увеличения бюджета, но подобные инициативы депутатов ни к чему, кроме еще большего снижения покупательской способности населения, а как следствие — настоящих социальных проблем, привести, скорее всего, не смогут.

Повышение НДС до 20 процентов в 2019 году — чем грозит бизнесу и обычным гражданам?

Содержание статьи:

С начала следующего года вступает в силу закон, повышающий НДС до 20%. Хотя информация о повышении давно витала в воздухе, не все предприниматели готовы к таким переменам в налогообложении, так как не понятно, как будет развиваться бизнес в новых условиях. Повышение волнует и простого обывателя, интересует вопрос повышения цен. В статье попробуем ответить на злободневные вопросы, к чему приведет повышение НДС до 20% и как повлияет повышение НДС на кошелек граждан.

Читайте так же:  Что делать, если виновник дтп без осаго

Немного из истории НДС

Начало этому налогу было положено в 1992 году после отмены налога с продаж. В течение года ставка была 28% — бремя достаточно тяжелое для бизнеса. В 1993 году ее понизили до 20% и в таком размере, она просуществовала до 2004 года. Для улучшения ведения бизнеса ее опять понизили до 18%. В таком размере она будет оставаться до первого квартала 2019 года. Как видим в течение двадцатишестилетнего существования НДС, налог только понижался.

В 2019 году возможно двухэтапное повышение тарифов ЖКХ: в январе и в июне

Возникает вопрос, почему повышение налогового сбора до 20 процентов коснулось именного налога НДС? Потому, что его начисление легче отследить и вернуть недоплату в казну. Он считается прозрачным сбором, по мнению европейских экономистов, не имеющим аналогов.

Повышение НДС вызвано разными причинами. По мнению экономистов страны, незначительное повышение налога приведет к пополнению бюджета на 620 миллиардов рублей.

К сведению! Год назад Министерство здравоохранения потратило на федеральные расходы для оздоровления населения в два раза меньше этой суммы.

НДС – это что?

Давайте на наглядном примере покажем НДС в работе, проследив всю производственную цепочку, включая процесс продажи, например, стиральный порошок:

  • Предприятие производит закупку у поставщика сырья – это первый пункт повышения себестоимости товара.
  • Стиральный порошок изготовили, расфасовали, и продали оптовику. Себестоимость суммируется из затрат на сырье, упаковку, прочих расходов и заложенной выгоды предприятия. К этой цене приплюсован налог на добавленную стоимость.
  • Торгующая фирма перед тем, как выставить на продажей стиральный порошок, так же делает свою наценку.
  • В конце цепочки купивший стиральный порошок покупатель оплатил все наценки товара, прошедшего описанные этапы.
  • Фирма-производитель и фирма-продавец оплачивают свою часть НДС.

Повышение НДС до 20 процентов: несколько мнений о развитии экономики

Что означает повышение НДС до 20 процентов для бизнеса? Ниже приведем плюсы и минусы повышения данного сбора с точки зрения экономистов, предпринимателей и просто обывателей:

  1. Возросший НДС стал итоговым выбором при рассмотрении нескольких вариантов налоговых поступлений в бюджет. Рассматривалось введение налога с продаж и повышение НДФЛ, но окончательно приняли именно такое решение с сохранением льготной ставки на продукты питания и детские товары. Решение принималось трудно, но результат обоснованный, так как дополнительные сборы в сумме более 600 миллиардов рублей будут направлены на социальные нужды.
  2. Повышение налога на добавленную стоимость наложит дополнительное бремя на граждан страны, являющихся потребителями товаров и услуг. Малый и средний бизнес еще больше уйдут в «теневую экономику», потому что рыночная конкуренция никуда не денется.
  3. Предполагается, что при увеличении данного налога на 2 процента, цены поднимутся, как минимум на 9-10 процентов, вялая экономическая активность еще больше понизится. «Страдалицей» в первую очередь будет розница, так как обороты резко упадут из-за понижения покупательского спроса. Для сдерживания цен производителями будет введен режим экономии, который негативно скажется на качестве.
  4. Д.Медведев в своем выступлении указал на то, что данные меры помогут правительству в выполнении майских указов Президента и поддержат экономический рост.
  5. Повышение данного налога приведет к повышению инфляции.

Как видим, мнения о правильности принятого решения путем увеличение НДС в 2018 для повышения экономического роста страны, прямо противоположные. Кто окажется прав — покажет только время.

Чем грозит повышение НДС до 20 процентов бизнесу?

Чем грозит повышение НДС на 20 процентов? На этот вопрос отвечают ведущие экономисты и бизнесмены:

Большинство представителей бизнеса считают, что повышение НДС в 2018 году перекладывает бремя нагрузки на покупателей во время падающего рынка. Пострадают даже фирмы, не являющиеся плательщиками этого налога, а сдерживать цены – снижать рентабельность. Снижение развития экономики приведет к уменьшению благосостояния среднестатистической семьи и увеличению роста бедняков.

Что значит повышение НДС для населения?

Как мы уже рассказали, крайним в цепочке ценовых «накруток» является покупатель, он же и их оплачивает. Как повлияет повышение НДС на цены? То, что последствия очевидны – это даже не оспаривается. Предполагается, что наиболее «яркими» проявлениями негатива, будет следующее:

  • цены практически поднимутся на все товары и услуги, невзирая на то, повысилась на них ставка НДС или нет;
  • рост инфляции неизбежен;
  • понижение ипотечной ставки невозможно;
  • покупательский спрос упадет из-за снижения платежеспособности населения.

В итоге расплачиваться за непопулярное решение правительства придется обычному россиянину.

Причиной принятия закона о повышении НДС до 20% является исполнение майского президентского указа. Отчасти расплата за нововведения ляжет на плечи самых незащищенных слоев населения, доходы которых в течение четырех лет и так не росли. Госдума приняла закон о повышении НДС, исходя из благих намерений, чтобы указание Президента об ускорении экономического роста, увеличения доходности бедных слоев населения и снижения количества бедных, было в шестилетний срок выполнено. Но дефицит этой программы в размере 8 триллионов рублей, покроется увеличением НДС только на треть. Что же, надо ждать еще какого-то увеличения сборов?

Была ли какая-то возможность найти средства, помогающие в выполнении майского указа, не повышая ставку НДС?

Экономисты считают, что такая возможность у правительства была. Для того надо изменить бюджетное правило в отношении налоговых сборов с нефтяных компаний при цене за баррель свыше 40 долларов. На сегодняшний день, налоговые сборы, поступающие в казну сверх этой суммы, откладываются в резервные фонды, как страховка от будущих кризисных моментов. При этом данные суммы не идут на развитие инвестиционных программ для выполнения Президентского указа. Если изменить это правило и в резерве оставлять суммы налогов, поступающих свыше не 40, а 45 долларов, тогда бюджет для развития экономики получил бы те же 500-600 миллиардов, а возможно и больше. При этом варианте повышение налога до 20 процентов в ущерб благосостояния простого народа и спокойствия в различных сферах бизнеса, не потребовалось бы.

Еще одним вариантом наполнения казны мог бы быть прогрессивный налог, который предлагался А.Кудриным. Прогрессивность данного сбора состоит в повышении налогообложения на доходы «богатых» россиян и уменьшения на доходы «бедных». Т.е. от суммы определенного дохода процентная ставка НДФЛ должна быть выше 13% для богатых и ниже — для бедных.

В очередной раз правительство страны предлагает гражданам затянуть пояса в надежде на будущее повышение экономики. Хотя любому школьнику известно – для этого в нее надо вкладывать, а не отнимать.

Мобилизация богатых

Почему в России неизбежен переход к прогрессивному НДФЛ

«У меня разоряется страна!» — бизнес-омбудсмен Борис Титов весьма эмоционально реагирует на упреки в том, что он и его коллеги по «Деловой России», вслед за президентским советником Сергеем Глазьевым, призывают к «мобилизационной экономике». В программе Титова — введение прогрессивной шкалы НДФЛ. Об этом говорят и левая оппозиция, и правительственные чиновники. Но поможет ли такой консенсус экономике?

Читайте так же:  Расторжение договора найма жилого помещения

Производители против рантье

Глазьев помог прагматикам-рыночникам написать программу «Экономика роста». Поэтому ключевой ее пункт — российский вариант политики «количественного смягчения». ЦБ предлагается перейти «от мнимого таргетирования инфляции» к низким ставкам долгосрочного кредита и сдерживанию колебаний рубля. Параллельно допускаются «избирательные валютные ограничения», включая вывод валютных депозитов из системы страхования вкладов.

Эти идеи практически полностью соответствуют глазьевским. Но, как утверждает Титов, на сей раз, они используются не в дирижистских целях, а, наоборот, — для повышения свободы предпринимательства. В интересах малого и среднего бизнеса, который сейчас фактически задавлен высокими кредитными ставками, фискальным натиском государства и тарифным диктатом инфраструктурных монополий.

Но в борьбе за триумф частной инициативы авторы программы пытаются ограничить не только аппетиты правительства, банкиров или акул госкапитализма. Бизнес-омбудсмен выступает за переход на прогрессивную шкалу НДФЛ в 2017-2019 годах.

Дополнительные налоговые обременения для тех, кто богаче, — фирменное программное блюдо коммунистов и справедливороссов. Левые и левоцентристы традиционно и во всех странах ратуют за то, что они называют более справедливым перераспределением благ.

Но для бизнеса важнее экономический рост. Исполнительный директор инвесткомпании «Арбат Капитал» Алексей Голубович признает, что прогрессивный подоходный налог — это неприятная, но вынужденная мера, без которой не преодолеть рецессию. Ведь речь идет о параллельном снижении НДС, налога на прибыль и страховых платежей.

В жертву предлагается принести рентные доходы, — уточняет Сергей Глазьев. При этом снижение потребительского спроса его не смущает. По мнению президентского советника, при увеличении налогов на богатых, под ударом окажутся, главным образом, производители предметов роскоши. Зато малообеспеченные слои, напротив, станут свободнее в своих тратах. И их активность послужит дополнительным экономическим драйвером.

Рост экономики приведет к тому, что «все будут немного богаче», — резюмирует первый замруководителя Аналитического центра при правительстве Владислав Онищенко.

Когда именно это произойдет — сегодня не готов сказать ни один экономический гуру. Зато экс-глава Минфина Алексей Кудрин утверждает: «Финансовые вызовы останутся на ближайшие 5-10 лет». И заочно соглашаясь с оппонентами из «Деловой России», признает: скоро может встать вопрос о переходе к прогрессивной шкале подоходного налога.

Дедлайн для Депардье

«Мы понимаем, что объективно сверхбогатые люди должны делиться своим богатством с менее обеспеченными людьми, с бюджетом. Но для нас было важнее, чтобы они легализовали свои доходы. Нам это удалось, и в сию секунду вопрос повестки дня не стоит таким образом, чтобы немедленно выйти на прогрессивное налогообложение», — заявлял Дмитрий Медведев в интервью немецкой Handelsblatt в январе 2013 г.

В то время Жерар Депардье принял российское гражданство как раз из-за фискальных проблем на родине. Подоходный налог был таким же отечественным конкурентным преимуществом, как и сравнительно низкий пенсионный возраст. До сих пор даже в странах Балтии завидуют россиянам из-за того, что те могут сравнительно рано выходить на заслуженный отдых.

Но уже летом 2014-го на фоне санкций и первых признаков надвигающегося нефтяного пике министр финансов Антон Силуанов заговорил о возможности повышения подоходного налога или перехода к прогрессивной шкале. «НДФЛ полностью идет в регионы, распределяясь между региональными и местными бюджетами. Мы видим, что ситуация с бюджетами регионов особенно острая. Регионы сегодня 38 процентов своих расходов тратят на зарплату. Буквально 3-4 года назад это было на 10 процентных пунктов меньше. Соответственно, сокращаются инвестиционные расходы. Если сейчас не среагировать, дальше мы можем довести ситуацию до банкротства регионов, придется вводить временную администрацию, принимать экстренные антикризисные меры. Этого допускать нельзя», — предупреждал Силуанов в интервью «Ведомостям».

Кто не пьет шампанское

Тогда дело ограничилось введением торгового сбора в городах федерального значения. Многие предприниматели выступали против этой новации. Хотя тот же Борис Титов утверждал, что налоговая нагрузка на бизнес, таким образом, не увеличивается.

Тем не менее в декабре 2014-го, в послании Федеральному собранию Владимир Путин предложил «на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия и к этому вопросу больше не возвращаться, не менять их».

Обозначенный главой государства срок истекает как раз в 2018-м, тогда же должны состояться очередные президентские выборы.

Неслучайно, когда в правительстве говорят о повышении пенсионного возраста или налоговой реформе, то в качестве временного горизонта называют именно 2018-й. «Переход к другому налогообложению индивидуальных доходов, скорее всего, было бы целесообразно сделать с 2018 года, когда закончится этот политический цикл», — пояснял еще летом 2013-го первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Чем хуже ситуация в экономике с наполнением бюджета, тем актуальнее непопулярные решения. Но их болезненность не ослабеет после выборов. Поэтому главный экономист Центра макроэкономического анализа Альфа-банка Наталья Орлова убеждена, что власти предпочтут переход к прогрессивной шкале НДФЛ повышению пенсионного возраста

«В России проживает 40 миллионов пенсионеров — это примерно 30 процентов россиян и 35 процентов электората», — напоминает Орлова. А по данным ВЦИОМ, 80 процентов россиян не устраивает перспектива увеличения сроков выхода на пенсию. В то же время на долю подоходного налога сейчас приходится всего 4 процента ВВП — очень низкий уровень по мировым стандартам.

Парируя ссылки на мировой опыт член Совета федерации, основатель розничной сети «Виктория», Николай Власенко как-то предложил сравнить качество медицинского обслуживания — российского и стран с прогрессивным подоходным налогом. Но о том, чтобы сначала вывести на приемлемый уровень качество услуг, предоставляемых государством, а потом уже увеличить стоимость их оплаты, сегодня не говорится. Скорее, преобладает принцип: «деньги вперед».

Материалы по теме

Отжать в бюджет

Тем более что введение прогрессивной шкалы НДФЛ поддерживают и правительственные чиновники, и бизнес-сообщество, и оппозиция. Да и обыватель, глядя на громкие аварии с участием люксовых иномарок , сделает недвусмысленные выводы о том с кого надо «снимать сливки».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Иными словами, дополнительное изъятие доходов обеспеченных сограждан для латания кризисных дыр практически неизбежно. Поспособствует ли такая фискальная мобилизация повышению мотивации работников и работодателей — вовсе не очевидно. Как и то, что в будущем не придется повышать налоги для менее состоятельных слоев населения.

«грозит» ли россиянам прогрессивное налогообложение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here